Военно патриотические игры для старшеклассников. Патриотическая игра на тему: "Маленькие патриоты"

Название:
Номинация:

Паспорт работы

Название работы : Игра для одаренных подростков «Где наше будущее?»

Цель и задачи конкурсной работы:

Цель:

Задачи:

Краткое содержание:

Предполагаемые конечные результаты:

Порядок контроля и оценки результатов:

В конце игры, по завершению всех ее этапов проводится общее мероприятия «Кто наше будущее?», на котором дети имеют возможность высказать свое мнение по вопросам принадлежности каждого к государству, стране, отношению к ней и желанию нести ответственность за ее будущее. Данное мероприятие и является оценкой достигнутых результатов в ходе игры. Психолог (ведущий) имеет возможность узнать мнения учащихся по данным вопросам в непринужденной обстановке, в ходе игры. Кроме того, эта игра помогает детям услышать друг друга и узнать мнение своих друзей, лидеров групп по этим вопросам.

Необходимые ресурсы для организации конкурсной работы: Отдельные изолированные комнаты для организации «станций», стулья по количеству участников, столы по количеству станций, бумага формата А4, ватманы, карандаши, фломастеры, ручки, краски, сенсорная доска (стол), колонки, микрофон, компьютер, принтер.

Пояснительная записка

Динамика развития мира сегодня поражает своими темпами. Ежедневно совершаются десятки открытий, исследуются ранее неизвестные материалы, конструкции, механизмы и системы, создаются инновационные методы развития различных жизненных систем, глобальными темпами развивается человеческое общество. И главное, что во главе всего этого стоит Человек. Это Человек строит гипотезы и доказывает теории, которые казались фантастикой еще десять лет назад, это Человек изобретает наше будущее. Самый важный ресурс - это Человеческий ресурс. Мы, те кто сегодня наблюдаем прогресс развития нашей страны и всего мира не можем не понимать, что будущее зависит от подрастающего поколения, а точнее от того, как много будет вложено сил в созидание развития и социализации наших детей.

Актуальность поддержки молодых умов, творческих и желающих действовать не раз подчеркивалась на самом высоком уровне в правительстве Российской Федерации. И как особо важная часть всей системы сопровождения развития науки и развития российского общества заявлена необходимость выявления и поддержки одаренных детей.

Одаренный ребенок - это не просто маленький гений, который, прибавив годы будет уже готовым ресурсом для создания научных открытий. Только на первый взгляд нам кажется - пусть он набирает года, надо только подождать и мы получим готового первооткрывателя. Погружаясь в мир науки или творчества, ребенок не всегда находит взаимопонимание с окружающим миром. В рамках работы Государственного областного бюджетного образовательного учреждения «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия» проводится важнейшая работа по выявлению, поддержке и психолого-педагогическому сопровождению детей с признаками одаренности.

Но где окажутся наши великие умы после обучения – не захотят ли они в поисках «лучшего будущего» обратить свой взор на Запад, с его цветными картинками и привлекательными лозунгами? Если оставить молодого ученого, подрастающего «умника», любознательного и одаренного ребенка одного – то он будет более податлив влиянию западной пропаганды. Но наша задача – привить ребенку понимание – что он нужен своей стране, что в его силах поднимать и развивать науку в России. Наш юный школьник, наш подрастающий специалист должен чувствовать, что Россия нуждается в нем, что он часть своей страны. Гордость за страну, любовь к малой Родине, вера в свои силы и в потенциал своей державы – вот опора для нашего будущего!

В рамках работы профильных смен в ГОБОУ «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия» реализуется работа по формированию гражданской идентичности одаренных и высокомотивированных детей, учащихся школ Липецкой области в процессе смены, в том числе и в виде игры по станциям.

Целевая группа: участники профильных смен, школьники 12-17 лет, имеющие признаки одаренности.

Цель: способствовать формированию гражданской и национальной идентичности школьников, имеющих признаки одаренности, проживающих в Липецкой области.

Задачи:

  • формировать чувство принадлежности к коллективу, обществу, государству;
  • способствовать развитию чувства гордости за свою страну, ее научные достижения;
  • формировать понимание важности вклада каждого гражданина России в ее развитие;
  • способствовать обобщению знаний школьников о стране;
  • развития интереса к изучению страны;
  • формирование гордости за национальные природные богатства.

Ожидаемые результаты:

  1. Сплочение и единение команд (как части общества) для достижения общих результатов.
  2. Расширение знаний школьников о России, ее богатствах.
  3. Повышение осведомленности о мировых открытиях, совершенных Российскими учеными.
  4. Развитие чувства идентификации себя с российским обществом.
  5. Преодоление навязанных стереотипов о современной России, формирование чувства ответственности за будущее своей страны.

Также интересная работа по патриотическому воспитанию школьников:

Сегодня в социальных сетях и на различных сайтах в интернете можно встретить пропаганду с антироссийским подтекстом, а также прямые призывы к стремлению покинуть свою страну в поисках «лучшей жизни». Дети пубертатного возраста наиболее подвержены такому влиянию. В подростковом возрасте у ребенка уже формируется проекция своего «Я» в будущем, он переживает период формирования системы выборов, которые обеспечивают цельность его личности в будущем (профессия, половая идентичность, личностные установки). Поэтому так важно именно в этот период предоставлять подростку пример гражданской идентичности у взрослых, а также прививать чувство патриотизма . В процессе данной игры одаренные и высокомотивированные школьники получают возможность почувствовать свою причастность к будущему страны. Практическая значимость данной игры заключается в том, что она является практическим опытом познания уникальности России и демонстрирует пример значимости каждого человека для будущего своей Родины. Работа в данном направлении является профилактикой «утечки мозгов» за границы нашей страны.

Для участия в данной игре приглашаются участники профильной смены ГОБОУ «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия». В смене участвуют 75 детей, которые поделены на 5 групп. Каждая группа в игре представляет одну команду. Команды состоят из 15 человек.

Игра предполагает наличие легенды – поиск «Манускрипта истины». По легенде в государстве «Умникум» потерялся манускрипт, который содержит в себе истину познания для каждого жителя данной страны. Без этого манускрипта жители страны не могут продолжать жить и работать, в стране начинается хаос и беспорядки. И жители этой страны отправили послание для ребят, чтобы они пришли им на помощь. Участникам предлагается отправится на испытания и ответить на вопросы, использовав знания о своей стране, чтобы помочь жителям волшебной страны.

Участники игры – дети, проходят испытания (станции в здании центра), которые отмечены на карте испытаний, ее получают после оглашения легенды, в определенном порядке (у каждой команды свой порядок), чтобы команды не пересекались на одном испытании. За выполнения заданий игрокам начисляются баллы, в соответствии с ними они получают большой или маленький фрагмент карты. Чем больше будут фрагменты – тем проще будет собрать и догадаться, что на нем изображено. Детям предлагается пройти испытания, и за каждую станцию, в зависимости от правильности выполнения заданий получить часть карты России (детям неизвестно что это пока не соберут), на которой с другой стороны изображен Человек – гражданин своей страны. В конце, когда все команды соберутся в зале их задачей будет истолковать то, что они получили и составить «Манускрипт истины».

Название работы:

Станция 1. «Великие мудрецы»

Цель: повышение уровня осведомленности школьников о достижениях Российских ученых в мировой науки, а также значимости российских литераторов и политиков в мировом сообществе. Дети получают задание – в ответ они должны сказать о ком идет речь или какое открытие сделал человек.

Вопрос 1. Выявленная им система позволила классифицировать существующие и предугадать появление новых … элементов и свойств. Открытие признано величайшем событием в истории материаловедения.

Ответ: Дмитрий Иванович Менделеев, периодическая система химических элементов Менделеева.

Вопрос 2. Одним из первых нашел практическое применение электромагнитных волн, в том числе для радиосвязи. Создал совершенный для своего времени вариант радиоприемника.

Ответ: Александр Степанович Попов, создатель радио.

Вопрос 3. Создал науку о высшей нервной деятельности. Первый российский Нобелевский лауреат. Удостоен награды за исследования физиологии пищеварения. Подсказка: изучал рефлексы.

Ответ: Павлов Иван Петрович, учение об условных и безусловных рефлексах.

Вопрос 4. Сахаров Андрей Дмитриевич провел массу исследований по магнитной гидродинамике, гравитации, астрофизике, физике плазмы. В середине 70-х он предсказал появление интернета. В 1975 г. академику была присуждена Нобелевская премия мира. В 1949 г. совместно с помощниками он разработал проект такой … бомбы. Какой?

Ответ: водородной бомбы - первого советского термоядерного оружия.

Вопрос 5. Выдающийся гражданин России … был награждён званием Героя Советского Союза и высшими знаками отличия многих стран. Он был первым в истории человечества, кто совершил это…. 12 апреля 1961 года.

Ответ: Юрий Гагарин

Вопрос 6. Создатель ракетно-космической техники и практической космонавтики СССР. В числе его основных достижений – запуск первого искусственного спутника Земли (1957 год) и полет первого космонавта планеты.

Ответ: Королев Сергей Павлович

Вопрос 7. Советский футболист, вратарь, олимпийский чемпион 1956 года и чемпион Европы 1960 года, 5-кратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта СССР (1957). Лучший вратарь XX века по версиям ФИФА, МФФИИС, World Soccer, France Football и Placar. Входит в список лучших игроков XX века по версиям Venerdì, Guerin Sportivo, Planète Foot и Voetbal International. Единственный вратарь в истории, получавший «Золотой мяч».

Достижения команды:

  • Олимпийский чемпион: (1) 1956
  • Обладатель Кубка Европы: (1) 1960
  • Серебряный призёр Кубка Европы: (1) 1964
  • Бронзовый призёр Чемпионата мира: (1) 1966

Ответ: Лев Яшин

Вопрос 8. Советский и российский конструктор стрелкового оружия, доктор технических наук, генерал-лейтенант, создатель всемирно известного автомата …… (названного в честь создателя).

Ответ: автомата Калашникова (АК). Калашников Михаил Тимофеевич.

Вопрос 9. Александр Александрович Пороховщиков говорил: «У каждого русского человека должна быть одна забота – служба Родине!» Он сконструировал и построил машину массой 3,5-4 тонны, для 1 человека, с двигателем мощностью 15 кВт, планетарной трансмиссией, максимальная скорость 25 км/ч. Эта машина первый в мире…..

Подсказка: машина упоминается как «самоход», «усовершенствованный автомобиль», «самодвижущийся экипаж».

Ответ: танк.

Вопрос 10. Русский биолог Илья Ильич Мечников посвятил годы жизни исследованиям в области эпидемиологии холеры, туберкулёза и других инфекционных заболеваний. В 1882 году Мечников одним из первых в мире обнаружил свойство некоторых клеток крови (в частности, лейкоцитов) растворять чужеродные объекты. На основе этого открытия ученый разработал сравнительную патологию воспаления и, впоследствии, фагоцитарную теорию ЧЕГО?, которая принесла ему мировое признание и Нобелевскую премию в области физиологии и медицины в 1908 году.

Ответ : теорию иммунитета.

Станция 2. «Моя разная страна»

Цель: формирование принадлежности к своей стране, восприятие ее огромного потенциала, развитие нового восприятия жизни в стране.

Детям предлагается командой за 15 минут раскрасить макет своей страны на ватмане, при этом на карте надо обозначить важные места, достопримечательности и особенности, которые несет в себе Россия. За каждую уникальную историческую и природную отметку – 1 балл.

Станция 3. «Чем мы лучше других?»

Цель: расширение знаний о России, ее богатствах, природных особенностях, сравнение с особенностями других стран.

Вопрос 1. Россия – является крупнейшей страной мира и анимает:

А)1/7 часть суши

Б) 1/8 часть суши

В) 1/9 часть суши

Г) 1/10 часть суши

Ответ: 1/8 часть суши

Вопрос 2. Это бессточное самосадочное озеро в Палласком районе Волгоградской области России, крупнейшее в Европе солёное озеро с лечебной рапой и грязями. Самое большое по площади минеральное озеро Европы. Минерализация его в 1,5 раза выше, чем в Мертвом море. Из-за содержащихся в воде водорослей Dunaliella salina, цвет у озера красноватый. Со времен Ивана Грозного Эльтон использовали для добычи соли. В переводе с казахского означает «золотое дно»

Варианта ответов:

А) Пякуто

Б) Убсу-Нур

Ответ: Эльтон

Вопрос 3. Отметьте особенности, которые не относятся к России, поясните почему:

А) огромная площадь территории;

Б) разнообразие природных условий и ресурсов;

В) малое разнообразие форм рельефа;

Г) отсутствует свободный выход в Мировой Океан;

Д) богатые лесные ресурсы;

Е) большое количество стран-соседей;

Ж) наличие крупных судоходных рек.

Ответ: в, г

Вопрос 4. Эта ледяная пещера – одна из самых больших в мире и единственная в России пещера, специально оборудованная для экскурсий. Находится она на Урале, между Пермью и Екатеринбургом. Возраст этой ледяной пещеры почти 10-12 тысяч лет. Общая протяжённость коридоров составляет около 6000 метров, а длина туристического пути – 1,5 км. В пещере 58 залов и около 70 озер. Некоторые гроты достигают 50-100 метров в длину и 20 метров в высоту.

Варианта ответов:

А) Мраморная пещера

Б) Кунгурская пещера

В) Голубой грот

Г) Ледяная пещера Ватнаекуль

Ответ: Кунгурская ледяная пещера

Вопрос 5.

Вопрос 6.

Вопрос 7.

Вопрос 8.

Вопрос 9.

Вопрос 10. Россия граничит со многими странами. Какое количество стран имеют общую границу с Россией? Назовите их.

А) 14 стран

Б) 9 стран

В) 19 стран

Г) 13 стран

Д) 10 стран

Ответ: 14 стран. КНДР, Китай, Монголия, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Украина, Белоруссия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия и Норвегия.

Ответ засчитывается если участники называют хотя бы 12 стран.

Станция 4: «Во имя ей сложу я песнь……»

Цель: развитие патриотических качеств, учет положительных сторон Российской государственности.

Участникам предлагается придумать стихотворение, поэму, песнь с предложенными словами. Баллы за задание начисляются исходя из учета размера стиха, а также использования всех слов в контексте.

Слова: страна, гордость, важна, человек, ребенок, уникальна, будущее, ученый, творец, награда, честь, мы.

Станция 5. «Мудрость предков»

Цель: осознание мудрости предыдущих поколений, принятие ребенком себя, как части русского народа.

Участникам групп предлагается из набора слов сложить пословицы и объяснить их смысл. Пословицы подбираются по теме игры. Слова предоставляются участникам на сенсорной доске в разброс. За каждый верный ответ начисляется один балл.

Пословицы:

1. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

2. Где кто родится, там и пригодится.

3. Глупый ртом глядит, брюхом слушает.

4. Если вздохнуть всем народом, - ветер будет.

5. Согласие крепче каменных стен.

6. Кинь добро назади, очутится напереди.

7. Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает.

8. Семья сильна, когда над ней крыша одна.

9. Добрая ссора лучше худого согласья.

10. Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

Станция 6. «Мы – президент страны»

Цель: осознание единства команды, народа, нации. Принятие своей страны, с ее особенностями, сложностями и успехами.

Участниками команды предлагается представить, что все они один человек – президент страны, которого только сегодня выбрали на пост. Важным условием выполнения задания – является равный вклад каждого. Президенту нужно решить задачи и построить план работы по наиболее важным направлениям. Этапы выполнения задания:

  1. Определить самые важные задачи (по одной от каждого члена команды) – всего 15.
  2. Определить ранг каждой задачи по жизненной важности для народа страны.
  3. Составить план решения трех важнейших задач по этапам – 3-5 этапов.

Для выполнения задания участникам дается текст ситуация: «Представьте, что вы президент страны, в которой недавно произошла революция. По ее итогу враждующие примирились и договорились о равных правах для обоих сторон. Но в ходе гражданской войны большая часть страны пострадала. Разрушены школы, больницы, магазины, дома и т. д. У многих людей нет работы и денег, потому как разрушения коснулись их рабочих мест. Во многих областях, районах, городах нет руководства, сотрудников полиции и других служащих, которые пострадали в ходе войны. Дети не ходят в школу, старики не получают пенсию. На улицах разгром и свалки мусора после бомбежек и сражений. Люди боятся, что умрут от голода, или начнется беспредел, что у них отнимут то, что они имеют. Среди народа паника».

При выполнении задания оценивается смысловая сторона задания, а также то, как действовала команда, на сколько слажена работала. За полноту выполнения задания дается от 5 до 15 баллов.

Итоговый сбор всех участников «Манускрипт истины в руках каждого»

Когда участники собираются вместе в зале они получают по свитку – он пустой. Ребятам предлагается проанализировать полученную карту – почему карта России по величине совпадает с человеком, что значит человек для страны и что он может для страны. Командам необходимо составить «Манускрипт истины», минимум из пяти пунктов, который будет отражать важные ценности для сохранения государственности и уважения к каждому гражданину. Затем каждая команда зачитывает его.

Игра «Кто наше будущее?»

По завершении игры проводится заключительная этап, где дети собираются все вместе. Ведущий задает детям вопросы, которые касаются гражданской позиции, политических установок народа и т.п. В ответ на вопрос участники должны выбрать ответ «да», «нет», «не знаю» и затем пересесть на соответствующую сторону зала. После того, как все заняли свои позиции проводится обсуждение, почему они думаю так или иначе.

Цель: способствовать определению гражданской позиции, развитию патриотизма у подростков

Список примерных вопросов для обсуждения (в зависимости от того, как пойдет беседа:

1. Страна – это государство?

2. Хорошо там, где нас нет?

3. Я знаю, кто такой патриот

4. Я — патриот

5. Мы рождаемся с любовью к Родине

6. Я ничего не могу сделать для своего народа

7. Мы знаем, что нужно сделать, чтобы стало лучше

8. Мне хорошо в своем городе

9. Мне хорошо в своей стране

10. Моя страна-это я

По результатам обсуждений участникам объявляется, что настоящее название игры не «Где наше будущее?», а «Кто наше будущее?». Потому, что будущее страны – это они, молодые, талантливые, одаренные и способные. Что в их возможностях менять город, страну, мир к лучшему. Вместе идти по пути прогресса и развития, выложив свою дорогу добрыми намерениями и заручившись поддержкой надежных друзей. Они – основа страны, основа благополучия будущих поколений!

Название:
Номинация: Школа, Конспекты занятий, НОД, патриотическое воспитание, 12-17 лет

Должность: педагог-психолог
Место работы: ГОБОУ «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия»
Месторасположение: г. Липецк, ул. 40 лет октября, д.39

Патриотическое воспитание нужно начинать как можно раньше – даже в детском саду будет уместно приучать детей к любви к Родине и к родному краю. Вот только для этого не подойдут пафосные речи об Отечестве. также сложно воспринимаются большинством детей дошкольного возраста. Намного лучше подойдут игры для дошкольников по патриотическому воспитанию. Они простые, понятные, помогают в игровой форме осознать все величие России.

Патриотическое воспитание через игру – наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Большинство игр простые, подойдут для любого детского сада, никаких специальных требований или инвентаря не потребуется. Самое главное – это правильно построить игровой процесс, чтобы воспитанникам было интересно познавать новое, начинать проникаться патриотическими настроениями незаметно для себя.

Рассмотрим игры, которые помогут воспитывать патриотизм в младшей группе детского сада. Дети в этом возрасте очень хорошо воспринимают все, что связано с семьей, природой, друзьями. Не нужно ставить патриотизм целью каждой игры, тема любви к Родине должна быть связана с воспитанием человечности. Ведь цель воспитания – это прежде всего Человек с большой буквы, который любит свое Отечество.

Игра «Волшебные слова»

Самое главное в этой игре – разучить фразы, которые показывают общую культуру человека. Например, «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита» и т. д. Игровой процесс строится следующим образом: нужно сначала рассказать детям о важности «волшебных слов», попробовать всей группой вспомнить как можно больше таких слов. Попутно рассказывают о значении этих слов и уместности их использования. После этого участники по очереди называют все эти слова. Выиграет тот, кто сможет вспомнить слов больше других. Игра развивает память с мышлением, помогает всем участникам стать вежливее, культурнее.

Игра «Найди флаг»

Перед игрой нужно спросить у воспитанников, кто знает, как выглядит флаг России. После этого демонстрируется флаг нашей страны, называются его цвета. Показывают флаги других стран, кратко рассказывают об их цветах и общем оформлении. После этого кладут 10 флагов, среди которых есть флаг России. Ребенка просят найти флаг России, назвать его цвета. Если воспитанник ошибается в выборе, то нужно разобрать ошибки, чтобы сыграть в игру заново.

Следует воспитывать в детях уважение к государственной символике не только России, но и других стран. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы дети топтались по флагам, небрежно с ними обращались.

Игра «Гости города»

Целью является воспитание у детей интереса к жизни родного города и страны в целом. Нужно закрепить шесть фотографий со знаковыми местами вашего города на доске, предварительно пронумеровав цифрами от 1 до 6. Ребенка просят бросить кубик с цифрами, чтобы случайным образом выбрать одну из картинок. Выбранную картинку нужно описать таким образом, чтобы гостю города было понятно изображение, появилось желание посетить этого место. Карточки с видами города нужно подбирать максимально узнаваемые, чтобы у малышей не возникло проблем с описанием.

«Геральдика»

Целью является изучение истории родного города через его символику. Сначала воспитатель показывает герб родного города, вкратце рассказывает о том, что на нем изображено. Рассказывать нужно простым и понятным языком, обычно изображение герба города несет в себе графическое изображение его специфики, исторических особенностей.

После этого показывают гербы района и области, также рассказывают о них. В самом конце переходят к гербу России. Нужно также рассказать о флаге города, региона и страны. Детям показывают взаимосвязь между флагами города, региона и страны, накладывают их друг на друга. Потом картинки перемешивают и просят сложить вместе герб и флаг города, региона, страны. То есть, разбить их по парам. Такая игра не только развивает память, она поможет узнать о символике родного края.

«Народные промыслы»

Цель – научиться узнавать разные виды деятельности. Начать можно с того, чтобы участники рассказали о своей помощи родителям по дому. Далее детям показывают заранее заготовленные картинки с изображением народных промыслов. Деток просят подобрать, к какой именно картинке относится их помощь.

Например, если мальчик любит вместе с папой строгать доски, то правильным ответом будет ремесло плотника. Если девочка помогает маме шить, то такая помощь очень хорошо относится к такому народному промыслу, как вышивание.

«Помоги маме найти своих детенышей»

Цель – научить детей соотносить изображения взрослых животных детенышами. Детей учат, что у собак могут быть только щенята, у котов – котята, у тигров – тигрята. После этого показывают по две картинки в таком формате: взрослое животное и детеныш. Показав пять пар животных и озвучив их названия, можно переходить к закреплению полученных знаний. Картинки со взрослыми зверями и их детенышами перемешивают между собой, далее просят детей собрать все изображения по парам.












Выигрывает тот, кто максимально быстро и без ошибок сможет собрать всех зверей по парам и правильно назвать животных. После игры рассказывают о важности для каждого детеныша расти в своей семье. Будет очень плохо, если зверята потеряются. Нужно научить детей, что для каждого родителя потеря его детеныша является очень больным ударом. Все семьи должны дружить, помогать друг другу, только в этом случае можно сохранить силу и могущество Родины.

Список игр, воспитывающих патриотизм в младшей и подготовительной группах детского сада, не является исчерпывающим. Во все игры нужно добавлять как можно больше движений, ведь дети в таком возрасте не могут долго сидеть на месте.

Лариса Досова

ели : формирование духовно нравственных ценностей гражданина и защитника России, воспитание чувства патриотизма ; развитие интереса к предстоящей годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Задачи :

1. Продолжать воспитывать любовь к Родине, уважение к Российской Армии, солдатам-защитникам Отечества.

2. Развивать познавательный интерес к предстоящей годовщине Победы в Великой Отечественной войне, интерес к военным специальностям (зенитчики, сапёры, артиллерия, снайперы и др.) .

3. Способствовать развитию социально-коммуникативных качеств : чувства взаимопомощи, товарищеской поддержки, сплочённости, умения работать в команде, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, совместно преодолевать трудности. Создать условия для принятия детьми самостоятельных решений, для поддержки детской инициативы.

4. Продолжать формировать основы здорового образа жизни, развивать физические качества детей (быстроту, ловкость, выносливость и др.) .

5. Развивать у детей практическое умение ориентироваться на местности с помощью карты-схемы.

6. Создать условия для позитивной социализации детей , непосредственного положительно-заряженного взаимодействия детей и взрослых в практико-ориентированной игровой деятельности.

Место проведения игры : территория детского сада (на улице) . Разные этапы игры проходят на разных участках территории детского сада.

Длительность : 40- 50 мин. (без привала на «полевой кухне» )

Участники : дети подготовительных к школе групп, родители воспитанников, сотрудники ДОО.

Предварительная работа : беседы с детьми о Российской Армии, о празднике «День Победы» ; чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций о воинах-защитниках Отечества; рассказ о традициях военно-спортивной игры «Зарница » ; разучивание стихов, песен патриотической тематики ; изготовление нагрудных знаков (эмблем) : «зенитчики» , «снайперы» , орденов (медалей, карты-плана, ориентиров для каждого этапа;

Взаимодействие с музыкальным руководителем в подборе музыкального сопровождения (музыка и песни военных лет ) ;

взаимодействие с родителями и сотрудниками ДОУ по изготовлению атрибутов и подготовке оборудования, разъяснению задач игры и распределению ролей.

Атрибуты и оборудование :

военная форма для главнокомандующего, военная форма для педагогов групп, для девочек - элементы одежды для медицинских сестер (сумочки с бинтами, белые косынки с красным крестом) ; ордена и георгиевские ленточки по количеству детей , фрагменты георгиевских ленточек для подсчёта баллов; красные шапочки и шарфики для «постовых» и старших командиров (взрослых) ; стойки-ориентиры с надписями : «штаб» , «мины» , «+» (красный крест, «сапёры» «снайперы» ; макет костра; кастрюля с кашей, чашки, ложки и пиалы для «полевой кухни» , две карты – плана (для каждой команды-свой маршрут) .

Для полосы препятствий : - 2 стойки с натянутой веревкой с колокольчиками; «Разминируй поле» -20 пластиковых бутылок с крышками, ведро; «Пройти через болото» -14 обручей (несколько из которых – красные, две корзины (в одной - маленькие мячики, по два на каждого ребёнка) ; «Сбей вражеский самолёт» - два «самолета» , изготовленных из пластиковых бутылок, мешочки с песком (по количеству детей , веревка; «Снайперы» - грузовик с боеприпасами, мешочки для метания (по количеству детей ) ; «Санчасть» - трое санок- ледянок; «Найди секретные документы» - два конверта с разрезанными картинками – пазлами с изображением танка.

Сценарий игры

На площадке детского сада звучит музыка военных лет . Два отряда детей «Снайперы» и «Зенитчики» выстраиваются в одну шеренгу; напротив , у знака «Штаб» , стоят главнокомандующий, инструктор по ФК, двое детей

(командиры отрядов) . Взрослые и родители-участники Игры встают рядом с детьми.

Инструктор :

Звучат фанфары,

Гремит салют,

Военной Зарнице

открыт наш путь.

Очень скоро вся наша страна будет отмечать великий праздник - 70 летие со Дня победы в Великой Отечественной войне. Этому событию посвящается наша военно-спортивная игра «Зарница » .

«Зарница » - игра смелых, ловких и дружных. И мы уверенны, что сегодня вы проявите свою находчивость, выносливость и справитесь со свеми трудными заданиями. А самое главное - будете работать в команде - в отряде, где один за всех и все за одного.

1-ребёнок (командир отряда «Зенитчики» ):

Пусть живём мы не в столице,

И для службы мы малы.

Но уметь играть в «Зарницу » ,

Обязательно должны!

Всё серьёзно, как у взрослых :

И команды и парад.

Есть вопросы?

Нет вопросов! -

Так на службе говорят.

2-ребёнок (командир отряда «Снайперы» ):

Вы поверьте, мы не струсим,

Без сомненья, победим!

О делах отрапортуем,

Честь по форме отдадим.

Всех, кто хочет – приглашаем,

К нам, в «Зарницу » поиграть.

Мы научим крепкой дружбе,

А не только воевать.

Вместе :

Чтоб гордились нами деды,

Чтобы не было войны,

Подрастём и, если нужно,

Постоим за честь страны! (Ирина Кутепова «Дошкольная Зарница » )

Дети-командиры строевым шагом возвращаются к своим отрядам.

Инструктор : Давно отгремели залпы войны. Над нами мирное небо.

Люди спокойно работают. Мы с вами живем в мирное время. Это счастье, добытое в суровых сражениях и битвах. Наш покой охраняет наша славная Российская Армия.

Одной большой семьей живут народы,

Крепка Россия наша, как гранит.

На страже мира, счастья и свободы

Солдат Российской армии стоит.

Наша Российская Армия славится своими воинами. У нее славное прошлое и, надеемся, - достойное будущее. А будущее нашей Российской Армии – это вы, сегодняшние мальчишки и девчонки. И от того, какими вы вырастите, и зависит мощь нашей Армии и сила нашей любимой и непобедимой России. Поздравляем всех с наступающим праздником Днём Победы. УРА!

Дети : Ура! Ура! Ура!

Инструктор : Один у нас на всех девиз :

Дети : “Не отступать назад”

Инструктор : Не даром говорят :

Дети : “Солдат всегда солдат”

Инструктор : Представляю нашего главнокомандующего… (представляет взрослого из состава родителей воспитанников или представителей военной части города , выполняющего роль главнокомандующего).

Главнокомандующий делает шаг вперед.

Главнокомандующий : Здравствуйте, товарищи, бойцы!

Дети : Здравствуйте!

Главнокомандующий : Равняйсь! Смирно! Вольно!

Главнокомандующий : Товарищи бойцы, в генеральном штабе произошло чрезвычайное происшествие : из сейфа были похищены очень важные секретные документы. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее найти документы и доставить их в штаб, действуя четко по карте. Синим цветом на карте обозначен ШТАБ - место, где мы сейчас находимся. Когда вы найдете документ , вам нужно будет вернуться в штаб и доложить о выполнении задания. Задание понятно?

Дети : Так точно.

Главнокомандующий : Это задание очень сложное - нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность для достижения цели. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы?

Дети : Так точно.

Главнокомандующий : Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов, доложить о готовности к выполнению боевого задания.

Командир отряда «Снайперы» докладывает :

Товарищ Главнокомандующий, отряд «Снайперы» к выполнению боевого задания готов! Командир отряда … (фамилия имя ребёнка) . Рапорт сдан!

Главнокомандующий

Командир отряда «Зенитчики» : Отряд равняйсь, смирно! строевым шагом подходит к главнокомандующему и докладывает :

Товарищ Главнокомандующий, отряд “Зенитчики” к выполнению боевого задания готов! Командир отряда (фамилия имя ребёнка) . Рапорт сдан!

Главнокомандующий : Рапорт принят! Получите карту-план.

Командир отряда становится в строй.

Инструктор : В нашей игре также принимают участие взрослые командиры, они будут помогать вам (взрослые командиры-родители стоят на каждом этапе, на них красный шарф и шапочка). Есть такие препятствия, преодолев которые, можно заработать очки – георгиевскую ленточку. Отрядам нужно не только выполнить все задания правильно, но и постараться как можно больше заработать ленточек. Главнокомандующий : Отрядам приступить к выполнению задания.

Отряды группируются, знакомятся с планом, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим. У каждой команды свой план, (место встречи одно, а маршрут прохождения препятствий и поиски документов разное - по карте). Последнее препятствие у всех на карте «Найти секретные документы» . На этапах стоят помощники, которые следят за соблюдением правил прохождения испытаний и подводят итог. Каждое очко – фрагмент георгиевской ленточки.

Этапы полосы препятствий :

«Проползи через колючую проволоку» (в качестве «колючей проволоки» натянута веревка, на которой висят колокольчики)

Цель : проползти под “колючей проволокой” так, чтобы не задеть её.

Правила игры : если ребёнок задел “колючую проволоку”, то считается раненым, санитары его перевязывают.

«Разминируй поле»

(дети приходят на "минное поле" – участок, на котором расставлены обозначения «мины» и в сугробах в снегу закопаны пластиковые бутылки с яркими крышками.).

Цель : под снегом дети должны найти закопанные пластиковые бутылки –«мины» и осторожно открутить крышки, не вынимая бутылки. Только в этом случае мина считается обезвреженной.

Правила игры : если ребёнок вытаскивает мину из земли, то считается, что она “взорвалась”, боец ранен и ему требуется “медицинская помощь”, санитары его перевязывают.

«Пройти через болото» (участок, на котором разложены обручи –«кочки» )

Цель : перебраться через “болото” (с кочки на кочку, принести снаряды (маленькие мячики, на другую сторону “болота”. Правила игры : прыжки из обруча в обруч на двух ногах, в руках 2 малых мяча. Нельзя наступать на красные обручи – это мины (торфяные кочки, которые могут в любой момент вспыхнуть. Ребёнок, который наступил в красный обруч, считается раненым. Медсестра оказывает первую медицинскую помощь раненому. Ребёнок, который перенёс снаряды, возвращается в команду.

Огромную роль в сражениях всегда играла артиллерия. Следующее задание

«Сбей вражеский самолёт» (на территории между двумя деревьями натянута леска, к ней подвешены «самолёты» из пластиковых бутылок)

Цель : попасть “снарядами” – мешочками для метания в «самолёт» .

Правила игры : каждое попадание ребёнком в цель приносит команде 1 балл (ленточку) ; каждый участник имеет право сделать один бросок.

«Снайперы»

Цель : попасть мешочком во вражеский грузовик, который везёт боеприпасы. Правила : нельзя переступать черту, иначе можешь “взорваться” вместе с грузовиком.

«Санчасть» (оказание первой медицинской помощи раненым)

Цель : оказать помощь раненому (перевязать, доставить в санчасть) .

Правила : девочкам - медсестрам предлагается сделать перевязку руки, ноги и головы пострадавшим(3 раненных,3 медсестры, двое детей перевозят ) . Затем мальчики транспортируют (перевозят) каждого на санках-ледянках до знака «Красный крест» .

«Найди секретные документы» Цель : быстро и правильно сориентироваться на местности : по карте –плану найти документы и доставить в штаб.

Преодолевая препятствия, дети добрались до последнего пункта назначения. Но как найти пакет? Здесь им предстоит выполнить последнее задание на ориентировку в пространстве. На плане - задание : после минного поля добежать до конца здания, повернуть налево, остановиться у крыльца и встать к нему лицом. Затем отсчитать (найти) вторую березу слева направо и можно начинать искать документ. Ребёнок, выполняющий задание, находит пакет, все вместе с педагогом открывают его. В пакете документ, испорченный «врагом» -он разрезан на несколько частей. Дети собирают пазлы и получается изображение танка.

После того, как отряды выполнили свое боевое задание, все снова собираются на площадке у знака «Штаб» . Командиры отрядов сдают рапорт главнокомандующему.

Главнокомандующий : Отряд, равняйсь, смирно! Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов. Командиру отряда «Снайперы» сдать рапорт!

Командир маршевым шагом подходит к Главнокомандующему и

докладывает :

Товарищ Главнокомандующий! Отряд «Снайперы» задание выполнил, похищенные документы доставлены в штаб! Командир отряда (фамилия, имя ребёнка) . Рапорт сдан!

Главнокомандующий : Рапорт принят!

Командир отряда «Снайперы» становится в строй. Командир отряда “Зенитчики” маршевым шагом подходит к главнокомандующему и докладывает :

Товарищ Главнокомандующий! Отряд “Зенитчики” задание выполнил, похищенные документы доставлены в штаб! Командир отряда (фамилия, имя ребёнка) . Рапорт сдан! Главнокомандующий : Рапорт принят!

Командир отряда “Зенитчики” становится в строй.

Главнокомандующий : Товарищи бойцы, вы отлично справились с боевым заданием и без потерь прошли все испытания.

Инструктор : Вы все - настоящие будущие солдаты-защитники. А сейчас старшие командиры доложите о количестве заработанных очков георгиевских ленточек.

Старшие командиры отрядов докладывают о количестве заработанных ленточек.

Главнокомандующий : А сейчас я хочу выразить свою благодарность за участие в сегодняшней игре и наградить вас орденами за проявленное мужество, отвагу, смелость и решительность, а так же вручить каждому георгиевскую ленточку, как символом объединения. Командирам отрядов получить ордена для своего отряда!

Командиры подходят к главнокомандующему и получают награды.

Инструктор : Вот и подошла к концу военно - спортивная игра «Зарница » .

И мы убедились, что у нашей любимой России растут новые отважные и дружные защитники. А когда мы едины, то мы непобедимы!

Всем предлагается исполнить песню о России (по выбору детей ) .

Огромное спасибо всем! А теперь мы приглашаем всех бойцов отведать настоящую солдатскую кашу нашей «полевой кухни» . Организуется полевая кухня (привал, где дети и взрослые едят гречневую кашу и пьют горячий чай.

Используемая литература и ресурсы :

1. Желобкович Е. Ф. 150 Эстафет для детей дошкольного возраста -М .: Издательство «Скрипторий 2003» , 2010.-120 с.

2. Желобкович Е. Ф. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. -М.: Издательство «Скрипторий 2003» , 2014.-224с.

3. Воронова Е. К. Формирование двигательной активности детей 5-7 лет : игры-эстафеты- Волгоград : Учитель,2012.-127 с.

4. Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников- М .: Издательство «Скрипторий 2003» , 2013.- 96с.

5. Интернет - ресурсы.








Патриотизм - это любовь к Родине. Так в самом простом виде можно охарактеризовать это непростое, многогранное понятие Почему же патриотизм - это чувство, которое должно быть нужно не только руководителям страны, но и всем ее гражданам, взрослым и детям?Потому что по-настоящему гармоничной личностью может считаться только тот человек, который чувствует свою сопричастность с событиями прошлого и ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она - любовь к Родине? В этом непростом деле особая роль отведена патриотическим играм для детей, которые в интересной и ненавязчивой форме учат важнейшим гражданским и человеческим ценностям.

Истоки патриотизма

Воспитание патриотизма у детей начинается самого юного возраста и продолжается на всех этапах становления личности. Родной дом, двор, близкие люди и добрые соседи, сирень под окнами - это первые впечатления малыша, которые запомнятся на всю жизнь, куда бы потом не забросила судьба.

Патриотическое воспитание дошкольников и школьников складывается из нескольких больших блоков:

  • изучение истории своей страны, ее фольклора и традиций, культуры, достижений, изучение истории малой родины: города, поселка, исследование своей родословной;
  • воспитание уважения к защитникам Родины, к военным подвигам, осознание собственного гражданского и воинского долга;
  • выработка уважения к законам своего государства и понимание важности их обязательного исполнения;
  • формирование ответственного и уважительного отношения к труду и его результатам;
  • воспитание любви и бережного отношения к родной природе и т.д.


Играем и учимся в детском саду

Без игр невозможно представить ни развитие, ни обучение ребенка. Особенно это касается младшего возраста, когда закладываются многие качества личности, в том числе бережное и уважительное отношение к родной стране и родному городу. Родители и педагоги должны всемерно поддерживать искру интереса у детей, которая впоследствии может развиться в искреннюю любовь и уважение к своей стране. Конкурсы поделок из природного материала, заботливо собранного в парке или осеннем лесу, конкурсы рисунков на тему «Мой город», «Моя Россия», подготовка рассказов о родственниках-участниках боевых действий и предметах старины, хранящихся дома, - все это помогает малышам осознать свою причастность к большой стране.


Патриотические мероприятия включают в себя и активные игры и развлечения, эстафеты и состязания:

  • «Донесение с фронта»

Для этой эстафеты детей нужно разделить на две или более группы, в каждой группе выбрать капитана. Каждой команде дается конверт с донесением, разрезанным на части. Это может быть пазл с картинкой или простым словом, например, «Победа». Капитаны стоят на финише. По команде первые участники бегут к капитану с одной частью депеши, отдают ее и возвращаются к «своим», а следующие участники несут очередную часть письма. Победа присуждается самой быстрой команде.

  • «Курс молодого бойца»

Простой курс для малышей можно устроить в просторной группе или на улице. Юным защитникам Родины предстоит пройти по «болотным кочкам», пролезть через тоннель, обойти вражеские мины, забраться на холм и посмотреть в бинокль. Препятствия несложно сделать из подручных материалов, а победитель выявляется по результатам времени прохождения полосы всеми участниками.


Воспитание патриотизма у школьников

В школе начинается более глубокое изучение родной истории, литературы, культурных и научных достижений России. В начальных классах актуальны фольклорные постановки, старинные народные игры и забавы. Они не только увлекательны, но и помогают детям узнать много нового о своей Родине. В средних и старших классах широко распространены викторины и интеллектуальные конкурсы на тему родной истории и культуры, позволяющие ребятам проявить свои знания, а также постановки отрывков из литературы военной тематики и исторические реконструкции. Как правило, их приурочивают ко Дню защитника Отечества и Дню Победы.


Многие взрослые помнят легендарную военно-патриотическую игру «Зарница», которая, пусть и в игровой форме, позволяла почувствовать атмосферу военного времени и проникнуться подвигом своей страны. Сейчас игры такого рода возрождаются на уровне классов, школ. Одна из альтернатив «Зарнице» - игра «Присяга», которую можно проводить в помещении, например, в школьном спортивном зале.

Она включает в себя 4 блока:

  • «Политподготовка» - проверка знаний молодых бойцов о родной истории, знаменитых сражениях и военачальниках;
  • «Физподготовка» - комплекс спортивных состязаний между участниками игры;
  • «Боевая готовность» - конкурсы на знание теории и практики ведения боя;
  • «Строевая подготовка» - проверка умения ходить маршем.

По итогам конкурса выявляются лучшие бойцы, достойные службы в вооруженных силах. Победителям вручаются вещмешки с ценными призами.

Итак, верность своему Отечеству - это благородное чувство, которое нужно воспитывать с малых лет. Игры для детей патриотического содержания - ценный элемент всей системы нравственного развития будущих достойных граждан нашего общества.