Сюжетно-ролевая игра в средней группе. Картотека сюжетно ролевых игр

Игра - основное занятие дошкольника. Принимая участие в играх, малыш познаёт окружающий мир, учится строить отношения со сверстниками и взрослыми, овладевает родным, иностранными языками, получает другие необходимые в этом возрасте знания. Развиваются психические познавательные процессы, формируются жизненно важные умения и навыки (рассуждать, анализировать, принимать решения, соподчинять мотивы).

Игры дошкольников возникают по инициативе самих детей, либо их организует взрослый в обучающих, воспитательных, психотерапевтических целях. К первой группе относится сюжетно-ролевая разновидность. Чтобы понять, как возникает, развивается сюжетно-ролевая игра в средней группе, необходимо рассмотреть ее особенности.

Специфика сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевой игрой считается такая, в которой дети сами придумывают сюжет, распределяют роли. Собственно, сюжет и роли появляются в развлечениях малышей 4-5 лет. На более ранних этапах развития ребёнка уместно говорить о сюжетно-отобразительной игре, когда малыш уже совершает игровые действия (кормит куклу, укладывает её спать, возит машинку и т.д.), но ещё не берёт на себя роль. Переход от отобразительных действий к сюжету и обозначению ролей происходит с 3 до 4 лет.

Структура сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра (детский сад - лучшее место для ее проведения) включает следующие взаимосвязанные компоненты:

  1. Воображаемая ситуация. Вторая реальность создаётся после того, как один из игроков произносит слова «как будто».
  2. Сюжет. Это события, которые происходят в игре: посетители парикмахерской ждут очереди на стрижку, доктор принимает пациентов, мама моет посуду и т.д.
  3. Роль. Во время игры малыш не просто действует за своего героя, но проживает его жизнь. Количество и разнообразие ролей зависят от возраста играющих и особенностей сюжета.
  4. Отношения. Для этого вида игр характерны два плана отношений: игровые и реальные. Игровое взаимодействие - это разговор «мамы» и «дочки», диалог «продавца» и «покупателей», «врача» и «пациента». В реальные отношения дети вступают, чтобы обсудить варианты развития игры, оспорить поведение участников.
  5. Правила. Это только на первый взгляд кажется, что такой вид игры не содержит правил. На самом деле они есть, но выражены не столь явно. Так, если дети играют в больницу, то ребёнок, исполняющий роль врача, должен быть в белом халате, сидеть в «кабинете», чётко следовать логике совершаемых действий: осматривать «больного» и ставить диагноз. Если вместо этого он начнёт танцевать или взвешивать муляжи овощей, то правила будут нарушены.

Перечисленные компоненты проявляются по-разному в зависимости от возраста малышей.

Как играют дети средней группы?

Сюжетно-ролевая игра в средней группе (как, впрочем, и в других) - это интерпретация увиденного и услышанного. Малыши обыгрывают действия своих родителей, бабушек, дедушек в быту, воспитателя и няни в дошкольном учреждении, врача в районной поликлинике и т.д.

Источник, питающий игру, - окружающий мир. Побывали ребята на экскурсии в медицинском кабинете, и вот уже кто-то пробует ставить термометр плюшевому мишке и подыскивает себе медсестру. Посмотрели мультик или кинофильм о моряках, а на следующий день в группе появились свои капитаны, боцманы и матросы. После полёта Юрия Гагарина дети без устали играли в космонавтов.

Игры детей 4-5 лет несколько хаотичны, сюжеты и роли быстро сменяют друг друга. Малыши обращают внимание не столько на предмет, сколько на партнёра, пытаются построить ролевые отношения. Воображаемую ситуацию дети удерживают самостоятельно, сюжет состоит из 3-4 игровых действий. Дошкольники неплохо воспроизводят интонацию, мимику, жесты людей, подражают животным, пытаются использовать нормы этикета. Игровые объединения ещё неустойчивы, участники постоянно меняются.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе отличается тем, что дети этого возраста стремятся сохранить логику действий. Если трёхлетний малыш сначала делал кукле укол, затем осматривал её, то сейчас подобные манипуляции оспариваются. Так в соответствии с возрастом изменяются сюжетно-ролевые игры. Средняя группа пытается приблизить игру к реальности.

Организация предметно-игровой среды

Воспитатель заботится о создании необходимой обстановки. Чтобы возникла сюжетно-ролевая игра, младшая группа строго разделяется на зоны. В одной части группового помещения куклы пьют чай, в другой расположен гараж для игрушечных машин, в третьей воспроизведён интерьер магазина.

В средней группе от зонирования необходимо отказаться, так как чёткая организация пространства тормозит инициативу дошкольников, мешает им творчески проявить себя. Дети создают игровое пространство сами, поэтому педагог предусматривает переносные ширмы, небольшие коробки, мягкие модули, кукольную мебель. Костюмы располагаются на вешалках, атрибуты помещаются в коробки. На каждую коробку приклеивается картинка, чтобы малыши могли понять, где лежат те или иные вещи. Сюжетно-ролевая игра в старшей группе также организуется детьми.

Обогащению содержания способствуют кубики, конструкторы, природные (жёлуди, каштаны, шишки) и бросовые (катушки без ниток, пластиковые бутылки, куски ткани) материалы. На прогулке дети играют с камешками, ветками деревьев (палочками), опавшими листьями, песком.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе могут проходить в таком плане: ребята интерпретируют отношения между людьми, использование предметов перестаёт быть обязательным, хоть и не исключается вообще. Таким образом развивается воображение.

Предметы-заместители

Большой интерес представляет использование детьми игрушек и других атрибутов для игр. С куклами, пупсами, машинками всё более или менее понятно. В большинстве случаев они используются по назначению. Но вот понадобилось погладить кукле платье, а утюга нет. Девочка, исполняющая роль мамы, вовсе не расстроится, а возьмёт деталь конструктора в форме параллелепипеда. Подвигает кирпичик туда-сюда, пошипит - и готово. Или мальчики изображают полицейских, а пластмассовых пистолетов на всех не хватает. Недолго думая, малыш превратит в оружие ветку дерева или собственные пальцы.

Учёные свидетельствуют о том, что во время игры дети не теряют связи с реальностью. Далеко не каждый предмет может быть замещён другим. Малыши выполняют замещения не столько по внешнему сходству, сколько по едва уловимому внутреннему единству. Так, если спросить у ребёнка, может ли щётка разговаривать, он ответит, что в сказке может. Но если во время игры в больницу попросить «врача» выписать рецепт щёткой, то «доктор» сразу же заявит, что это невозможно. Зато в отсутствие ручки или карандаша их легко заменит счётная палочка. Изображая всадника, дошкольник будет с упоением скакать на палке, стуле, скамейке, но в роли коня никогда не выступит кукла, грузовая машина или игрушечные весы.

Применение заместителей способствует развитию воображения ребёнка. Недаром известный педагог А.С. Макаренко рекомендовал родителям покупать больше полуготовых игрушек (кубики, конструктор, мозаика), а также игрушек-материалов (картон, бумага, пластилин).

Руководство сюжетно-ролевой игрой детей 4-5 лет

Воспитатель руководит игрой как прямо, так и косвенно. При прямом руководстве педагог предлагает ее замысел, помогает организовать игровое пространство, берёт на себя одну из ролей. Не следует думать, что воспитательница впадает в детство. Она управляет детьми, только делает это ненавязчиво, от имени того, кого она играет. Так, в роли продавца педагог предлагает «покупателям» описать выбираемый товар. Будучи "пациентом", воспитатель подробно расспрашивает «врача» о назначенном лечении, лекарствах, выясняет, требуется ли дополнительное обследование.

Сюжетно-ролевая игра в средней группе благоприятна для создания проблемных ситуаций. Например, мишка на прогулке поранил ногу. Как ему помочь? Или кукла Катя приглашает подружек на чай, но чашек меньше, чем гостей. Что ей делать? Подобные ситуации продумываются заранее, а затем педагог помогает детям найти решения. Развитие сюжетно-ролевой игры происходит в зависимости от того, что придумали воспитанники.

Косвенное руководство состоит в том, что педагог расширяет кругозор детей, формирует у них новые представления, с тем чтобы дошкольники использовали накопленный опыт во время игр. Обогащению игровых сюжетов способствуют беседы, экскурсии, чтение художественных произведений.

Чем старше становятся дети, тем реже воспитатель руководит ими напрямую. В зависимости от возраста по-разному развивается сюжетно-ролевая игра. Младшая группа играет только при непосредственном участии педагога, а дети 4-5 лет - самостоятельно.

Ребёнка не берут в игру. Что делать?

Для сюжетно-ролевой игры ребята объединяются сами. При выборе партнёров дети руководствуются своими симпатиями. Но бывает так, что малыш очень хочет присоединиться к играющим, а его не берут. Как поступить воспитателю?

В первую очередь следует проявить фантазию и попытаться убедить детей, что без ещё одного персонажа ничего не получится. К примеру, организованы сюжетно-ролевые игры (старшая группа). Мальчики изображают водителей. Включившись в игру, педагог говорит детям о том, что машины могут сломаться, а починить их некому, и предложить желающего поучаствовать ребёнка на роль механика.

В долгосрочной перспективе важно следить за отношениями детей в группе, социальным статусом каждого воспитанника, с помощью психолога провести социометрию для выявления пренебрегаемых и изолированных детей. Этим дошкольникам нужно уделять повышенное внимание, пытаться повысить их авторитет. Вдруг девочка, которая ни с кем не дружит, лучше всех в группе прыгает со скакалкой? Или мальчик-бука красиво рисует и виртуозно делает аппликацию? Если внимательно наблюдать за поведением детей, то поводы для похвалы всегда найдутся. Тогда в дальнейшем будут проходить гораздо веселее сюжетно-ролевые игры. Подготовительная группа уже будет строить более сложные отношения в ходе них.

Негативные проявления в игре. Как бороться?

Дошкольное учреждение посещают дети из разных семей. Малыши, растущие в неблагоприятном микроклимате, копируют поведение близких, в результате чего в детских играх появляются пьяные папы и прочие отрицательные персонажи. В речи таких воспитанников встречается ненормативная лексика. Ребята бывают капризными, агрессивными, ими сложно управлять.

Дети из неблагополучных семей находятся под наблюдением психолога, но что-то может сделать и воспитатель. Прежде всего, нужно спокойно разъяснить ребёнку, что так поступать нельзя. Подобное поведение обижает других, а с обидчиком никто не захочет играть.

Чаще всего малыши ведут себя так, потому что не знают, как бывает по-другому. Педагог показывает образцы хорошего поведения на примерах воспитанников группы, литературных героев. Предлагая ребёнку роль, скажем, врача, воспитатель акцентирует внимание дошкольника на том, что доктор должен быть вежливым, доброжелательно относиться к пациентам. Культура поведения и общения важна и для продавца, и для парикмахера, и для официанта. Детские сюжетно-ролевые игры довольно разнообразны.

Взаимосвязь видов игр дошкольников

Ближе всех к сюжетно-ролевой стоит режиссёрская игра. В ней также есть сюжет и роли. Однако ребёнок играет один. Сюжетную линию малыш придумывает сам. Персонажами выступают игрушки, предметы или объекты природы (камешки, жёлуди, шишки).

Дошкольники любят играть в театрализованные игры, изображать героев сказок и мультфильмов. Иногда в группе организуются целые спектакли, сюжет которых по желанию участников может меняться.

Строительно-конструктивная игра идёт бок о бок с другими видами. Так как малыши обыгрывают свои постройки (домик для кукол, теремок, забор вокруг площадки и т.д.). Элементы сюжета есть и в подвижных разновидностях ("Кот и мыши", "Али-Баба" и др.).

Дидактические игры, организованные по инициативе педагога, помогают узнать много нового о природе, жизни людей. Они развивают речь малышей, формируют у детей элементарные математические представления. В какую бы игру ни играл ребёнок, важно, чтобы она была захватывающей, интересной, способствовала воспитанию и развитию малыша.

Малыши играют не только в детском саду, но и дома. О том, чтобы игра была успешной, должны позаботиться родители. Чем старше становится ребёнок, тем чаще он задаёт различные вопросы. Мамы и папы должны поощрять детскую любознательность, вместе искать ответы, наблюдать за природой, трудом людей, делать выводы: «Почему на улице лужи?»; «Бабушке нездоровится. Как поступим?» и т.д. Полученные представления ребёнок отражает в игре.

Развитию игр способствует чтение и обсуждение литературных произведений, посещение театра, слушание музыкальных произведений (детские песни, пьеса П.И. Чайковского «Болезнь куклы» и т.д.), просмотр мультиков и кинофильмов для детей.

Не стоит бояться приглашать в гости друзей своего ребёнка. Сюжетно-ролевые игры дошкольного возраста весело проходят в хорошей компании.

Наконец, у ребёнка должно быть собственное пространство, по крайней мере, часть комнаты, где он будет чувствовать себя хозяином положения. Игрушки и другие атрибуты хранятся в специальных ящиках или коробках.

«Картотека сюжетно - ролевых игр в средней группе»

1.«Семья»

Программное содержание: Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Игровой материал: Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.
Предварительная работа: Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?» «Чем мы занимаемся дома?» Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме. Чтение художественной литературы: Н.Забила «Ясочкин садик», А.Барто «Машенька», Б.Заходер «Строители», «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», Е.Яниковская «Я хожу в детский сад», А.Кардашова «Большая стирка».
Игровые роли: мама, папа, бабушка, дедушка, старшая дочка, дети-дошколята, кукла – младенец.
Разыгрываются сюжеты:
«Утро в семье»;«Обед в семье»
;«Стройка»;«Папа – хороший хозяин»
«У нас в семье – младенец»;«Вечер в семье»;«Мама укладывает детей спать»;«Выходной день в семье»;«В семье заболел ребенок»;«Помогаем маме стирать белье»;«Большая уборка дома»;«К нам пришли гости»;«Переезд на новую квартиру»;«Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения»
Игровые действия:
Мама-воспитатель собирается и идёт на работу; готовит всё необходимое для занятий с детьми; принимает детей, занимается с ними; играет, гуляет, рисует, учит т т.д.; отдаёт детей родителям, убирает рабочее место; возвращается с работы домой; отдыхает, общается со своими детьми и мужем; помогает бабушке, укладывает детей спать.
Мама-домохозяйка собирает и провожает дочку в детский сад, мужа на работу; ухаживает за младшим ребёнком (кукла), гуляет с ним, убирает в доме, готовит еду; встречает ребёнка из детского сада, мужа с работы; кормит их, общается, укладывает детей спать.
Папа-строитель собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; строит дома, мосты; возвращается с работы, забирает ребёнка из детского сада, возвращаются домой; помогает жене по дому, играет с детьми, общается.
Папа-водитель собирается на работу, отводит ребёнка в детский сад, идёт на работу; подвозит грузы (кирпичи) на стройку, разгружает их, едет за новыми; забирает ребёнка из детского сада, возвращается домой; помогает жене по дому; приглашает соседей в гости на чай; провожает соседей; общается с детьми, играет с ними, укладывает их спать.
Бабушка собирает и провожает внуков в детский сад и школу; убирает в доме; обращается за помощью к старшей внучке; забирает из детский сад внучку, интересуется у воспитателя о ее поведении; готовит обед, печёт пирог; спрашивает у членов семьи как прошёл рабочий день; предлагает пригласить на чай (ужин) соседей, угощает всех пирогом; играет с внуками; даёт советы.
Дедушка помогает бабушке, папе, читает газеты, журналы; играет с внуками, общается с соседями.
Старшая дочка помогает бабушке готовить еду, мыть посуду, убирать в доме, гладить бельё; играет и гуляет с младшей сестрой, общается.
Дети-дошкольники встают, собираются и идут в детский сад; в детском саду занимаются: играют, рисуют, гуляют; возвращаются с детского сада, играют, помогают родителям, укладываются спать.

2. «Детский сад»

Программное содержание: Расширить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Вызвать у детей желание подражать действиям взрослых. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре между детьми.
Игровой материал: Куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты.
Предварительная работа: Наблюдение за работой воспитателя, помощника воспитателя. Беседа с детьми о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, медсестры и др. работников д/сада. Экскурсия-осмотр музыкального (физкультурного) зала с последующей беседой о работе муз. руководителя (физ. рук.). Экскурсия-осмотр мед. кабинета, наблюдение за работой врача, беседы из личного опыта детей. Осмотр кухни, беседа о техническом оборудовании, облегчающем труд работников кухни. Игра-драматизация по стихотворению Н.Забилы «Ясочкин садик» с использованием игрушек. Экскурсия в прачечную. Организация труда детей - стирка кукольного белья, платочков.
Игровые роли: Врач, медицинская сестра, воспитатель, музыкальный работник, физкультурный руководитель, няня, повар, прачка.
Разыгрываются сюжеты: «Утренний прием»
«Наши занятия»
«Зарядка в детском саду»
«Работа няни - завтрак»
«Работа няни - уборка группы»
«На прогулке»
«На музыкальном занятии»
«На физкультурном занятии»
«Осмотр врача»
«Обед в д/саду»

«Работа повара в детском саду»

«Работа в прачечной детского сада»
Игровые действия: Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, играет с детьми, проводит занятия.
Физ.рук проводит утреннюю зарядку, физкультуру.
Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду…
Муз. руководитель проводит муз. занятие.
Врач осматривает детей, слушает, делает назначения.
Медсестра измеряет температуру, рост, взвешивает, делает прививки, проверяет чистоту групп, кухни.
Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.
Прачка стирает белье, сушит, гладит, аккуратно складывает, выдает чистое няне.

3.«Поликлиника»

Программное содержание: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Закрепить названия медицинских инструментов: фонендоскоп, шприц, шпатель. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Словарная работа: фонендоскоп, шпатель, прививка, витамины.
Игровой материал: халат и шапочка врача, халаты и шапочки для медсестёр, медицинские инструменты (градусник, шприц, шпатель) бинт, зелёнка, вата, горчичники, карточки пациентов, витамины. Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача. Чтение художественной литературы: Я. Райнис «Кукла заболела», В. Берестов «Больная кукла». А. Барто «Мы с Тамарой», П. Образцов «Лечу куклу», А. Кардашова «Наш доктор». Инсценировка «Звери болеют». Рассматривание альбома «Мы играем во «врача». Изготовление атрибутов для игры. Беседы с детьми «Нас лечат врач и медсестра», «Как нужно вести себя в кабинете у врача?»
Игровые роли: Врач, медсестра, больной.

Разыгрывают сюжеты:
«На приеме у врача»,

«Вызов врача домой»
«Поранили пальчик»
«Болит горлышко»
«Ставим укольчик»
«Делаем прививку»

Игровые действия: Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает, смотрит горло, делает назначение.
Медсестра делает уколы, дает лекарство, витамины, ставит горчичники, смазывает ранки, забинтовывает.
Больной приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача.

4.«Я – водитель»

Программное содержание : Расширять у детей представления о профессии шофера, автомеханика. Развивать умение строить ролевой диалог, использовать ролевую речь, творчество в игре, используя реальные предметы для создания игровой обстановки. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь. Воспитывать культуру поведения в транспорте. Словарные слова: бензозаправочная колонка, бензин, канистра, заправщик, кондуктор, механик, жезл, инспектор, права. Игровой материал: инструменты для ремонта машин, бензозаправочная колонка, строительный материал, руль, канистра, шланг для имитации заправки машины бензином, ведерко с тряпкой, билеты, деньги, сумка для кондуктора, светофор, жезл, фуражка инспектора ГИБДД, документы водителя (права).
Предварительная работа: Экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом, такси и работой шофера. Познакомить с простыми жестами регулирования: «остановиться», «приготовится», «проезд разрешен». Подвижной игры: «Пешеходы и такси», «Светофор». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Д/и «Внимательный водитель», «Узнай машину», «Почини машину». Чтение: В. Сутеев «Разные колеса», 3. Александрова «Грузовик», A. Кардашов «Дождевой автомобиль» Э. Мотковская «Я автомобиль» B. Степанов «Шофер», «Водитель автобуса», Б. Житков «Светофор», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу», Н. Павлова «На машине».
Игровые роли: Водитель такси, водитель автобуса, кондуктор, пассажиры, водитель грузовой машины, механик, заправщик, полицейский (инспектор ГИБДД). Разыгрываются сюжеты:
«Строим автобус»

«Учимся водить автобус»

«Автобус везет пассажиров»
«Ремонт машин»
«Заправляю машину»

«Мойка машин»
«Грузовая машина везет мебель в новый дом»
«Грузовик возит грузы (кирпичи, песок, снег)»
«Продуктовая машина везет продукты (в магазин, в детский сад, в больницу)»
«Везу пассажиров на вокзал»
«Я поеду в гараж»
«Едем в детский сад»

«Катаемся по городу»

«Едем в гости»
«Поездка на дачу»
Игровые действия: Водитель такси доставляет пассажиров до места, берет деньги за проезд, заботиться о пассажирах, помогает положить багаж.
Водитель грузовой машины нагружает и выгружать грузы.
Водитель автобуса управляет автобусом, вращает руль, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их.
Кондуктор продает билеты, проверяет проездные билеты, следит за порядком в салоне автобуса, отвечает пассажирам на вопросы, где удобнее им выйти. Пассажиры садятся в автобус, покупают билеты, выходят на остановках, уступают места старшим, пассажирам с детьми, помогают им выйти из автобуса, соблюдают правила поведения в общественном транспорте, общаются; готовятся к дальней поездке – собирают вещи, воду, продукты в дорогу; наряжаются, причесываются, если едут в гости, в театр. Механик производит ремонтные работы, проверяет состояние машины перед поездкой, моет машину из шланга – вытирает.
Заправщик вставляет шланг, заливает бензин, берет деньги.
Полицейский (инспектор ГИБДД) – регулирует движение, проверяет документы, следит за соблюдением правил дорожного движения.

5.«Парикмахерская»

Программное содержание: Познакомить со спецификой работы мужского и женского парикмахера. Формировать представление детей о том, как женщины ухаживают за ногтями Учить выполнять несколько последовательных действий, направленных на выполнение его обязанностей. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог. Воспитывать культуру общения с «клиентами»
Словарные слова: мастер, фен, фартук, пелеринка, бритва, маникюр.
Игровой материал: Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, разные расчески, флаконы, бигуди, лак для волос, ножницы, фен, пелерина, фартук для парикмахера, маникюрши, уборщицы, заколки, резиночки, банты, полотенце, журналы с образцами причесок, бритва, машинка для стрижки волос, полотенца, деньги, швабра, ведра, тряпочки для пыли, для пола, лак для ногтей, пилочка, баночки от крем.
Предварительная работа: Беседа «Зачем нужны парикмахерские». Этическая беседа о культуре поведения в общественных местах. Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской». Экскурсия в парикмахерскую. Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера. Дидактическая игры «Красивые прически для кукол», «Поучимся завязывать бантики», «Подбери бант для куклы», «Чудо-фен». Рассмотреть предметы для бритья. Изготовление с детьми атрибутов к игре (фартуки, пелеринка, полотенца, пилочки, чеки, деньги и др.). Изготовление альбома «Модели причесок».
Игровые роли: Парикмахеры – дамский мастер и мужской мастер, мастер по маникюру, уборщица, клиенты (посетители): мамы, папы, их дети.
Разыгрываются сюжеты:
«Мама ведет дочку в парикмахерскую»
«Папа ведет сына в парикмахерскую»
«Сделаем куклам красивые прически»
«Едем на автобусе в парикмахерскую»
«Делаем прически к празднику»
«Приведем себя в порядок»
«В мужском зале»
«Покупка товаров для парикмахерской»
«Приглашаем парикмахера в детский сад»
Игровые действия:
Парикмахер женского зала надевает на клиента пелеринку, красит волосы, моет голову, вытирает полотенцем, стрижет, отряхивает состриженные пряди с пелеринки, накручивает на бигуди, сушит волосы феном, покрывает лаком, плетет косички, закалывает заколки, дает рекомендации по уходу за волосами.
Парикмахер мужского зала бреет, моет голову, сушит волосы феном делает стрижки, причесывает клиентов, придет форму бороде, усам, предлагает посмотреть в зеркало, освежает одеколоном.
Мастер по маникюру подпиливает ногти, окрашивает их лаком, накладывает крем на руки.
Клиенты вежливо здороваются, ожидающие очереди – рассматривают альбомы с иллюстрациями разных причесок, читают журналы, могут пить кофе в кафе; просят сделать стрижку, маникюр; советуются, платят деньги, благодарят за услуги.
Уборщица подметает, протирает пыль, моет пол, меняет использованные полотенца.

6. «Магазин – Супермаркет»

Программное содержание: Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре.
Словарные слова: витрина, кассир, кондитерская.
Игровой материал: витрина, весы, касса, сумочки и корзинки для покупателей, форма продавца, деньги, кошельки, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.
«Продуктовый магазин»: муляжи овощей и фруктов, разные выпечки из соленого теста, муляжи шоколадок, конфет, печенье, торта, пирожных, коробки из под чая, сока, напитков, колбасы, рыбы, упаковки из под молока, стаканчики для сметаны, баночки от йогуртов и т.п.
Предварительная работа: Беседы с детьми «Какие магазины бывают и что в них можно купить?» «Кто работает в магазине?», «Правила работы с кассой». Д/и «Магазин», «Овощи», «Кому что?». Чтение стихотворения О. Емельяновой «Магазин игрушек». Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» Изготовление из соленого теста баранок, булочек, печенья, приготовить конфеты.
Игровые роли: Продавец, покупатель, кассир, директор магазина, шофер.
Разыгрываются сюжеты:
«Булочная-кондитерская (хлебный отдел, магазин)»
«Овощной магазин (отдел)»
«Мясной, колбасный магазин (отдел)»
«Рыбный магазин (отдел)»
«Молочный магазин (отдел)»
«Продуктовый магазин»
«Магазин музыкальных инструментов»
«Книжный магазин»
Игровые действия:
Продавец одевает форму, предлагает товар, взвешивает, упаковывает, раскладывают товар на полках (оформляет витрину).
Директор магазина организует работу сотрудников магазина, делает заявки на получение товаров, обращает внимание на правильность работы продавца и кассира, следит за порядком в магазине.
Покупатели приходят за покупками, выбирают товар, узнает цену, советуются с продавцами, соблюдают правила поведения в общественном месте, устанавливают очередь в кассе, оплачивают покупку в кассе, получают чек.
Кассир получает деньги, пробивает чек, выдаёт чек, сдаёт покупателю сдачу.
Шофер доставляет определённое количество разнообразных товаров, получают заявки на получение товаров от директора магазина, выгружает привезённый товар.

7. «Зоопарк»

Программное содержание: Обогатить знания детей о диких животных, об их внешнем виде, повадках, питании. Расширить представления детей об обязанностях сотрудников зоопарка. Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. Развивать речь, обогащать словарный запас. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным. Словарные слова: ветеринар, экскурсовод, вольер (клетка).
Игровой материал: Табличка «Зоопарк», строительный материал (крупный, мелкий), грузовая машина с клеткой, игрушки животных, тарелочки для продуктов питания, муляжи продуктов питания, метёлочки, совочки, ведёрки, тряпочки, фартук с нарукавниками для рабочих, билеты, деньги, касса, белый халат для ветеринара, градусник, фонендоскоп, аптечка.
Предварительная работа: Рассказ о посещение зоопарка. Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке. Беседа «Правила поведения в зоопарке». Отгадывание загадок о животных, Чтение стихотворений С.Я. Маршака «Детки в клетке, «Где обедал воробей?», В. Маяковского «Что ни страница, то слон, то львица». Изготовление альбома «Зоопарк». Рисование и лепка животных. Дидактические игры: «Животные и их детеныши», «Загадки о животных», «Кто где живет? », «Животные жарких стран», «Животные Севера».
Игровые роли: Директор зоопарка, экскурсовод, рабочие зоопарка (служители), врач (ветеринар), кассир, строитель, посетители.
Разыгрываются сюжеты:
«Строим клетки для зверей»
«К нам едет зоопарк»
«Экскурсия по зоопарку»

«Мы едем в зоопарк»
«Покупка продуктов для животных»
«Кормление животных»
«Уборка вольеров (клеток)»
«Лечение животных»
Игровые действия: Директор зоопарка руководит работой зоопарка.
Экскурсовод проводит экскурсии, рассказывает о животных, чем питаются, где они живут, их внешнем виде, как надо обращаться с животными, говорит о мерах безопасности как ухаживать за ними.
Рабочие зоопарка (служители ) получает продукты питания для животных, готовят специальные корма для животных, кормят их, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них.
Врач (ветеринар) проводит осмотр животного, измеряет температуру, делает прививки, лечит обитателей зоопарка, ставит уколы, дает витамины.
Кассир продаёт билеты на посещение зоопарка и на экскурсии.
Строитель строит вольер для животного.
Посетители покупают билеты в кассе и идут в зоопарк, рассматривают животных.

8. «Моряки-рыбаки»

Программное содержание: Учить детей брать на себя и обыгрывать роли капитана, рулевого, матросов, повара-кока, моряков-рыбаков. Продолжать учить использовать предметы-заменители, четко выполнять цепочку игровых действий. Активизировать речь детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма. Словарная работа: Кок, якорь, штурвал. Игровой материал : крупный строительный материал, фуражка капитана, бескозырки, гюйс-воротники, спасательный круг, медицинский халат, медицинские инструменты, якорь, штурвал, бинокли, ведро, швабра, костюм для повара-кока, посуда для столовой, игрушечные рыбки, сети, ящик для рыбы, деньги.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы о рыбной ловле, кораблях, моряках. Просмотр фотографий, картин о море, моряках, кораблях. Беседа «Кто работает на корабле». Рисование и лепка рыбок.
Игровые роли: Капитан, рыбаки, врач, повар (кок), водитель. Разыгрываются сюжеты:
«
Строим корабль»
«Моряки плывут на корабле по морю»
«Моряки ловят рыбу, работают рыболовами»
«Моряки проверяют здоровье у корабельного доктора»
«Моряки плывут по морю, ловят рыбу, обедают»
«Моряки выходят на берег и идут в парикмахерскую»
«Моряки привозят улов на берег, сдают рыбу в магазин»
«Моряки приплывают в большой город и идут в «Зоопарк»
«Моряки вернулись с плавания и отправились в магазин»
Игровые действия: Капитан ведёт судно, крутит штурвал, смотрит в бинокль, даёт команду отчалить, бросить якорь, ловить рыбу, контролирует работу рыбаков, даёт команду причалить к берегу.
Моряки-рыбаки выполняют приказы, моют палубу, раскручивают сеть, бросают в море, ловят рыбу, раскладывают в ящики.

Врач осматривает моряков перед плаванием, разрешает отправиться в море, лечит заболевших на корабле.
Повар (кок) готовит еду, кормит моряков.

Водитель подъезжает к кораблю, проверяет качество рыбы, покупает у рыбаков рыбу, загружает её в машину и отвозит в магазин.

9. «Почта»

Программное содержание: Формировать у детей представления о труде работников почты. Расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции. Развивать воображение, мышление, речь. Воспитывать самостоятельность, ответственность, желание приносить пользу окружающим. Словарная работа: печать, посылка, почтальон, сортировщик, приемщик.
Игровой материал: столик для отправки и получения посылок, почтовый ящик, сумка почтальона, конверты с бумагой, марки, открытки, коробки для посылок, детские журналы и газеты, атрибуты к персонажу «голубь», деньги, кошельки, печать, машина.
Предварительная работа: Экскурсия на почту, наблюдение за приемом корреспонденции, отправлением почты. Беседы о разных видах связи: почта, телеграф, телефон, интернет, радио. Просмотр м/ф «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», «Снеговик-почтовик». Чтение С. Я. Маршак «Почта», Ю. Кушан «Почтовая история». Изготовление печати-штампа, конвертов, открыток, марок, почтового ящика для писем, сумки, денег, кошельков и др. Коллекционирование открыток, журналов, календариков. Дидактические игры «Отправь письмо», «Путешествие письма», «Что нужно для работы почтальона», «Как отправить посылку». Слушание «Песенки почтальона» Б. Савельев. Игровые роли: Почтальон, сортировщик, приемщик, шофер, посетители. Разыгрываются сюжеты:

«Пришло письмо, открытка»
« Почтовый голубь принес письмо»
«Отправить поздравительную открытку»

«Покупка журнала на почте»

«Отправить посылку своей бабушке»
«Посылка от сказочного героя»
«Шофер везет почту»

Игровые действия: Почтальон берет на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по адресам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик.
Посетитель отправляет письма, открытки, посылки, упаковывает их; покупает конверты, газеты, журналы, открытки; соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь; получает письма, газеты, журналы, открытки, посылки. Приемщик обслуживает посетителей; принимает посылки; продает газеты, журналы.
Сортировщик сортирует письма, газеты, журналы, посылки, ставит на них печать; объясняет шоферу куда ехать (на железную дорогу, в аэропорт…).
Шофер вынимает из почтового ящик письма и открытки; подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки, письма; привозит посылки; доставляет письма и посылки на почтовых машинах до поездов, самолётов, и теплоходов.

В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.

Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.

Традиционные сюжеты
Любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, могут менять свои роли на другие, например, на роли кладовщиков, работающих на складе. Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.

Как подготовить детей к игре?
Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Воспитателю крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.

Предварительная работа должна быть целенаправленной, педагогически емкой, многогранной, что позволит охватить целиком используемую в игре тему. В такого рода работе задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада; в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение различных видов детских игр. Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка.
1.Целевые прогулки и экскурсии позволят педагогу поближе познакомить детей с деятельностью взрослых, дадут им возможность побеседовать с представителями данной профессии, удовлетворить интерес малышей. Добиваясь намеченной цели, мудрый педагог превратит экскурсию в увлекательное путешествие.
2.Рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями, дадут пищу для воображения. Если снабдить такой рассказ иллюстрациями, то у детей возникнет желание познакомиться поближе: применить или изготовить подобные инструменты, произвести действия. Можно воспользоваться книгой серии «Школа семи гномов» «Какие бывают профессии» Увлекают детей и придуманные воспитателем рассказы, специально нацеленные на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине» и др.). Эти рассказы, идущие от лица значимого для ребенка взрослого, обеспечивают свежесть восприятия и вызывают веру в подлинность события.
3.Тематические беседы призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета. Педагог вовлекает ребят в диалог и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-либо сюжету позволяет показать модели замыслов игры и их развитие: «Знаешь, обычно доктор сначала раскладывает инструменты, а потом вызывает больных», «Когда шофер поставил машину в гараж, что он мог обнаружить?»; «Как лучше начать игру? Подумай, где будет место для аэродрома?»
4.Дидактические игры помогут детям научиться игровым действиям и поведению (взвешивать товар, ремонтировать машину, выслушивать пациента, определять качество товара), а также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества. Для проведения дидактических игр вам понадобятся различного рода предметы, которые можно найти в разделах «Игровые наборы», «Инструменты и оружие», «Наборы посуды»,
5.Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли. В создании интерьера для проведения театрализованных игр вам поможет специальные наборы мебели.
6.Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого. Дети увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски иллюстраций вызовут эмоциональные переживания, вызовут желание подражать действиям изображенных персонажей. Различного рода иллюстрации и плакаты вы найдете в разделе «Наглядно-дидактические пособия».

Я подобрала сожетно-ролевые игры из различных источников и оформила небольшую картотеку, которую удобно использовать в работе.












Основным занятием дошкольников являются игры, способствующие познанию мира, помогающие строить взаимоотношения с ровесниками и старшими, содействующие овладению родным языком, оказывающие помощь в получении разнообразных новых знаний, столь необходимых в этот период. Они развивают познавательные процессы, формируют сноровку и опыт детей, учат их рассуждению, анализу, мотивации.

Особым видом игр являются сюжетно-ролевые, которые позволяют ребятам ощутить себя в роли взрослых, потренироваться в нахождении коммуникативных контактов. Они не содержат конкретных договоренностей или программ, давая малышам шанс показать оригинальность и свои способности. Возникают сюжетно-ролевые игры в средней группе по инициативе самих дошкольников.

В дошкольном возрасте у малыша только возникает осознание себя индивидом с личными стремлениями и потенциалом. Он обретает целый мир, концентрирующийся для него сначала в семье и постепенно расширяющийся. Сюжетно-ролевые игры являются подлинной социальной практикой детей, дублируют их реальную жизнь. Вот почему использование их для разностороннего воспитания ребят в детском учреждении является насущной проблемой.

Эта игра строится на сотрудничестве малышей с взрослыми. Ей свойственны эмоциональная интенсивность, вдохновение, задор, творческая фантазия. Основным источником, питающим детскую игру, является окружающая жизнь ровесников и родителей. Базой является иллюзорное или созданное воображением положение, в котором малыш представляет себя в амплуа взрослого, и играет эту роль в придуманной им обстановке. К примеру, играя в магазин, представляет себя продавцом, обслуживающим покупателей-ровесников.

Для сюжетно-ролевой игры характерна независимость детей. Они свободно подбирают лейтмотив и содержание забавы, устанавливают развитие сюжета, распределяют роли. Каждый малыш волен избирать средства для претворения своей задумки. Возможности у него для этого неограниченные: стул может стать ракетой для полета на Марс, диван – автомобилем, а ковер – магазином. Это позволяет ребенку принимать участие в тех сферах взрослой жизни, которые пока еще ему недосягаемы. Вся прелесть игры для ребят в том, что они сами находят партнеров и вводят свои правила. Однако важнейшим является воплощение ребенком в игре своего представления, отношения, взгляда на разыгрываемое событие.

Информация и опыт, которые получает ребенок в сюжетно-ролевой игре, дополняются, конкретизируются и преобразуются. Сам процесс игры и ее результат доставляет ребенку развлечение.

Структура игры: сюжет

Фабула, суть и амплуа служат конструктивными элементами сюжетно-ролевых игр. Без сюжета их не бывает. Он является ее основным звеном и олицетворяет собой отображение малышом акций и происшествий из жизни и практики.

Реализуя сюжет, дети:

  • вертят баранку руля;
  • стряпают пищу;
  • обучают школьников писать и считать;
  • лечат пациентов;
  • делают прически в салоне.

Фабулы бывают разными:

  • бытовыми (семейные, детсадовские);
  • производственными, связанными с профессиональной работой человека (больница, магазин, парикмахерская);
  • социальными (разнообразные празднования).

В продолжение человеческой истории, обусловленные периодами, культурой, природными и географическими нюансами, детские игровые сюжеты изменялись. К примеру, игры северных народностей отображают детали оленеводства и охоту на животных той местности. Дети из приморских районов играют в строителей кораблей, портовых работников. Неординарные происшествия, случающиеся в различные времена и кардинально отражающиеся на судьбах мира, также горячо отзывались в детском воображении, и неизменно рождали свежие сюжеты игр. В продолжение целых десятилетий, российские ребятишки играли в войну, партизан, а полет Ю.А. Гагарина стал толчком для создания игр на тему космоса.

Существуют и постоянные сюжеты, связывающие человеческие генерации: школа, больница, транспорт. Безусловно, все они отличаются национальным колоритом.

Наполнение игр связано с серьезностью понимания ребенком действий взрослых. Младшие дошкольники, изображающие медиков, неоднократно повторяют манипуляции: измерение температуры, осмотр горла, прививки. Сценарий сюжетно-ролевой игры в средней группе усложняется: дети уточняют специализацию врачей и поступают, как в заданной роли, при этом приветливо увещевая их не опасаться сделать укол, перевязать рану или принять лекарство.

На смену внешней стороне реальной жизни, отраженной в игре, по мере понимания общественного значения труда приходит отражение взаимоотношений людей. Причем шутя можно заменить предметы: представить кубик хлебом, утюгом, прибором, а можно даже просто их вообразить, к примеру, представить, как будто есть акваланг. Малыши комбинируют различные истории, добавляя в игру сцены из жизни, из кино или книг, а самыми ценными бывают дополнения из других игр или иллюстраций.

Отличия игр детей младшего возраста от старших зависит от ограниченности их опыта. Игры детей средней группы характеризуются целостностью сюжета. Обычно их интересуют определенные сценарии, но они быстро отзываются на свежие впечатления, добавляя их к знакомым играм. Обогащает смысл игры сотрудничество детей, внесение каждым чего-то своего, индивидуального. В этот период малыши начинают обобщать и сокращать изображаемые ситуации, которые их не слишком интересуют.

Средние дошкольники взвешенно выбирают сюжет, заранее его разбирают и незамысловато намечают план. Появление свежих сюжетов навеяно новыми ощущениями. При обобщении различных обстоятельств, кроме воображаемых и несуществующих действий, ребята пользуются речевыми толкованиями: «Как будто мы уже пообедали и сразу пошли в зоопарк»… Такие разъяснения замещают пропущенные эпизоды. Используется этот прием для того, чтобы не разрушать логичность игры.

Игровая позиция ребенка

Смысл игры дошкольник воплощает посредством роли, которую он играет. Малыш уподобляет себя какому-либо персонажу и поступает соответственно тому, каким он видит этого героя. Каждое амплуа поддерживает собственные правила манеры держать себя. Повиновение малыша законам роли становится ключевой деталью игры. Отклонение кого-то из участников от правил создает недовольство компаньонов. Дошкольники оценивают поступки партнеров и свои собственные, основываясь на этих законах.

Возникновение ролей происходит именно в среднем дошкольном возрасте, когда их соблюдение является важным поводом для забавы. Ребенок хочет не заурядно играть, а осуществлять свою роль. 4-5-летний малыш понимает значение игры как отношения персонажей, которые он передает речью, мимикой, жестами. Дети относятся к ролям избирательно, вот почему назначение их становится весьма эмоциональным процессом, требующим помощи педагога. Отношение малыша к своему амплуа влияет на качество его исполнения. Воспитатель должен учитывать, что дошкольники неохотно берутся за роли, которые не подходят им по половой принадлежности.

В средней группе сюжет игры и ее содержание усложняются при помощи:

  • нарастания целеустремленности, очередности и согласованности;
  • поэтапного переключения от детального расклада игры к сокращенному;
  • употребления воображаемых поступков и устных замен.

Направленность становления сюжетных игр

Возникновение совместной игры допускает стремительное преобразование тем и самого устройства игр. Темы закономерно изменяются от обиходных к трудовым, а позднее к социальным.

Содержание игр также развивается. Помимо действий, появляется отражение различных общественных отношений и поступков. У ребят в игру включаются их непосредственные жизненные навыки, знания, почерпнутые из литературы, сообщений родителей. Основные черты умений тоже изменяются: дети изображают не только те случаи, участниками которых они были, но и такие, которые стали объектами их наблюдений во время экскурсий, прогулок, дома и на улице. В процессе расширения игровой тематики и углубления смысла происходит преображение структуры, в которой обособляется предварительный этап, входящий в проектирование сюжетно-ролевой игры в средней группе.

Поначалу на этапе подготовительного периода ребята лишь определяют тему игры, назначают роли. Затем шаг за шагом они договариваются о развитии сюжетной линии, планируют ее. Предварительное соглашение необходимо в связи с богатством ощущений и многогранностью отображаемых в игре фактов. Взыскательность к качеству выполнения ролей увеличивается. Причем при договоре учитываются интересы всех игроков. Для такого соглашения нужны координационные способности, понимание потенциала участников, вот почему обычно происходит сговор детей, привыкших играть сообща. На предварительной стадии детьми готовится игровая атмосфера, отбираются игрушки, что требует руководства педагога.

К среднему дошкольному возрасту численность игроков увеличивается. Изменяются также нормативы, предъявляемые к игрушкам. Средние дошкольники хотят, чтобы игрушка соответствовала их представлениям и намерениям. Они отдают преимущество более затейливым, похожим на прототип игрового предмета.

Построение сюжетно-ролевых игр

Сюжетная игра должна развиваться, переходя на другой, более высокий уровень. Одной из таких вариаций является игра-фантазирование. Заключается в построении иллюзорного мира, увлекательного и занятного. Такая коллективная игра помогает развивать творческую фантазию детей. Дети должны научиться соединять различные случаи, координируя в общей фабуле личные задумки.

Конечно, у дошкольников еще пока не получается самим выстраивать игру-фантазию без предметных действий и ролей, только на речевом уровне. Их может направлять педагог. Готовность дошкольников средней группы осиливать такие умения связана с увеличением объема их знаний о жизни. Каждый ребенок старается реализовать в игре собственный, уже довольно непростой план. Причем все ярче желание малыша играть коллективно.

Однако сложность и многогранность детских идей затрудняет построение общей игры, поэтому необходимо приложить больше стараний, чтобы их согласовать.

Заблаговременное проектирование и строгое соблюдение плана нетипично для сюжетной игры. Ее специфическими чертами являются факультативность, независимость. Поначалу дошкольники обычно устанавливают только общую тему игры, а позже эпизоды нарастают.

Единый сюжет суммируется из инициатив игроков уже во время развлечения. Состыковка детских предложений в коллективе 4 человек – трудная миссия даже для старших малышей. Непонимание и невыполнимость соотнесения несовместимых идей нередко заставляет игру распадаться почти в самом начале или переводит ее в накатанную колею непритязательного сюжета. Желание раскрутить занимательную игру уходит на второй план, а на первом оказывается удовлетворение от коллективных действий с ровесниками.

Для реализации своих творческих возможностей и согласованности действий, вопреки всей прихотливости их личных желаний, значимо освоение детьми нового способа выстраивания игры – коллективного сюжетного сложения. Оно заключается в умении ребят строить непривычные расстановки эпизодов, включающие разнообразное предметное содержание, причем с ориентацией на ровесников-участников. Каждый ребенок должен уметь разъяснить, что он хочет сделать в ближайший момент, и услышать от других, чего желают они. Дети должны суметь скомбинировать в общей фабуле свою инициативу с пожеланиями иных игроков.

Научиться такой игре можно с помощью участия детей и взрослого, который поможет организовать игру с придумыванием, проходящую устно. Она дает возможность педагогу естественно и произвольно подтолкнуть дошкольников к соединению и координации различных эпизодов. При этом создание свежей фабулы не скрыто для малышей ролью. Такая игра понятна детям только как коллективные действия с воспитателем. Играя индивидуально, малыши снова вернутся к прежним игрушкам. Однако непривычные навыки коллективного создания сюжетов позволят им сочинять гораздо более сложные фабулы игр, и слаженно осуществлять их.

Чтобы не стать независимой фантазией любого игрока, выдумкам требуется смысловая поддержка, ориентирующая фантазию в одном направлении. Такой базой становятся известные детям фабулы. Коллективные игры рекомендуется инициировать не сочинением новой фабулы, а фрагментарным видоизменением известной, и только потом переходить уже к неизвестным. При подготовке желательно использование приобретенного детьми опыта придумывания игр, когда все игроки вносят свежие сюжетные эпизоды.

Учитывая названную детьми тему, педагог подталкивает их внести дополнения и предлагает добавочный вариант. Ему не следует критиковать детскую инициативу, чтобы дети чувствовали удовольствие от своих идей. В индивидуальной игре коллективное творчество продолжится, а это значит, что подготовительный этап достиг своей цели. Сюжетно-ролевая игра станет успешной, если педагог ее организует методично, планомерно и регулярно. Наблюдение за детьми дает воспитателю информацию для размышлений, понимания игровых задумок и эмоций и, опираясь на эти факты, проектирования игр для средних дошкольников.

Воспитатель влияет на выбор игры тем, что сохраняет заинтересованность детей, содействует начинаниям и предприимчивости, приохочивая их обдумывать тему, выбирать после обсуждения самую увлекательную. При затухании игры воспитатель может разнообразить ее свежими героями и действиями. Опытных педагогов сплачивает с детьми умение встать на их точку зрения и наравне участвовать с ними в игре, которая осуществляется результативно, при условии разумного руководства ею педагога.

Привычные сюжеты игр

Самым простым воплощением жизненного опыта дошкольников средней группы являются их излюбленные игры в больницу и магазин. В них педагоги расширяют понятия детей о ролевых образах, к примеру, в игре в магазин, водители, которые доставляют товар, выполняют параллельно и функции грузчика. Разнообразить эпизоды, происходящие в кабинете доктора, могут ребята на основе своих жизненных впечатлений.

Развитие сюжетно-ролевой игры «Шофер»

Задачи, которые ставит педагог:

  • совершенствование и обогащение игрового сюжета, отражение в нем коммуникации людей;
  • замена ролевых заявлений собеседованием;
  • становление позитивного микроклимата в коллективе, способности ребят учитывать пожелания ровесников, оказание им доступной помощи;
  • организация творческой обстановки.

Перед началом игры проводится огромная подготовительная работа. Дети в процессе прогулок наблюдают за работой водителей, читают рассказы об их труде, рассматривают картины с изображением различных видов транспорта. Воспитатель проводит тематические беседы, к примеру, какими видами транспорта управляют шоферы, из каких частей и деталей состоит автомобиль. На занятиях малыши рисуют машины, создают аппликации, воспроизводящие колеса автомашин, собирают из деталей конструктора грузовики. Воспитатель при возможности может показать презентацию о работе шоферов, организовать настольные дидактические игры: как починить автомобиль, что необходимо водителю, организует постановку сценок о том, как шофер привез продукты в детский сад. Огромное удовольствие доставляют ребятам знакомые всем подвижные игры о воробушках и автомобиле, о сигналах светофора.

Игру стараются оснастить реальными и сделанными родителями средней группы предметами: рулем, одеждой, водительскими правами. Педагог вначале игры может создать проблемную ситуацию – сообщить о звонке в полицию. Выбирают шофера, механика, который будет чинить полицейскую машину, девочку назначают мыть этот автомобиль. У воспитателя есть повод напомнить детям правила дорожного движения и подвести итоги.

Сюжетно-ролевая игра «Больница» в средней группе

Педагог ставит задачу:

  • знакомство дошкольников с действиями медиков;
  • уважение к их профессии;
  • запоминание детьми врачебных терминов;
  • обучение взаимодействию в игре.

Оборудованием для игры становятся игрушки и реальные предметы врачебной одежды. При подготовке проводится экскурсия во врачебный кабинет. Детям читают рассказы писателей и сказки К.И. Чуковского, они просматривают мультфильм «Айболит», рассматривают картинки по теме, готовят инсценировки: на приеме у стоматолога, в травмпункте, вызов врача на дом.

Среди дошкольников в игровой форме распределяются роли педиатра, травматолога, медсестры, санитара, провизора. Воспитатель набирает штат сотрудников для вновь открывшейся поликлиники и проводит по ней заочную экскурсию, объясняя назначение различных кабинетов.

В процессе игры малыши могут меняться ролями. Пациенты приводят к докторам своих заболевших кукол, ведут диалоги о температуре и других симптомах их заболеваний. Медики ставят термометры, слушают дыхание, назначают лекарства. Воспитатель наблюдает течение игры, исподволь ориентирует детей. Напоследок подводит итоги, делает вывод, непременно поощряет за интересную игру, предлагает всем витамины.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус» в средней группе

  • помогает конкретизировать и детализировать понятия дошкольников о правилах безопасности на дороге, на улице, в транспорте;
  • фиксирует стабильность привычек соблюдения ПДД;
  • расширяет лексикон ребят по теме.

На подготовительном этапе рассматриваются картинки, изображающие автобус и шофера, проводятся экскурсии к проезжей части дороги и к остановке автобуса, наблюдение за действиями водителя.

Воспитатель читает стихи и рассказы С. Михалкова, Б. Житкова, Е. Носова и др. Ребенка, который принял роль шофера, подготавливают индивидуально. Вначале дети занимаются строительством на площадке или в группе дороги, автобусной остановки, бензоколонки, пешеходного перехода. Педагог проводит беседу об опасности движущихся на скорости автомобилей и об осторожности пешеходов и пассажиров. Он выступает в роли инспектора полиции. Водитель подъехавшего к остановке автобуса обращается к пассажирам с предложением занять места. Дети со своими куклами рассаживаются и берут билеты у кондуктора. Водитель сообщает название остановок и напоминает, как надо вести себя в транспорте: поочередно входить в салон автобуса без толкания, оплачивать проезд, не занимать места для инвалидов и т.д.

Инспектор ГИБДД выражает признательность ребятам за то, что они соблюдают правила дорожного движения.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» в средней группе

  • перерабатывает социальный и игровой опыт детей по теме;
  • закрепляет понятия дошкольников о долге членов семьи;
  • мотивирует малышей творчески воспроизводить быт семьи в игре;
  • воспитывает привязанность и уважительное отношение к родственникам и их труду.

Предварительная подготовка основана на беседе на бытовые темы: как дети играют с куклой, как помогают маме, кто в семье кем работает. В процессе продуктивных действий ребята рисуют картинки и лепят из пластилина продукты, овощи, изготавливают альбомы с различными прическами и другими обиходными картинками.

Педагог читает им рассказы, стихотворения на семейные темы, проводит беседы, осуществляет дидактические игры в дочки-матери, как надо встречать гостей, о назначении посуды, учит накрывать стол.

На занятии по развитию речи дошкольники составляют рассказ по картине. Начинается игра с вступительной беседы, в ходе которой дети сообщают, как в их семьях заботятся друг о друге, затем происходит распределение ролей мамы, папы, дочери и других персонажей.

На следующем этапе малыши показывают обыденную семейную жизнь: ходят в магазин, в поликлинику, в парикмахерскую, готовят обед, встречают гостей.

Участники игры получают огромное удовольствие, а воспитатель подводит итоги и хвалит детей.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» в средней группе

  • углубляет у малышей понятие о работе сотрудников салона;
  • учит применению приобретенных прежде знаний о мире красоты;
  • воспитывает уважительное отношение к труду мастера;
  • создает заинтересованность новой для них профессией;
  • налаживает доброжелательные и приязненные взаимоотношения ребят в группе;
  • закрепляет информацию о нормах, как вести себя в публичном месте;
  • активизирует словарный запас детей.

Для игры потребуются предметы, связанные с темой. В ходе игры дошкольники, отвечая на вопросы педагога, рассказывают о том, что они наблюдали при посещении реальной парикмахерской, какое там оборудование, чем занимаются работники и клиенты.

Воспитатель берет на себя роль администратора. Поочередно несколько детей, выступая в роли клиентов, ведут диалог, озвучивая пожелания, как бы они хотели постричься. Подведение итогов игры также проходит в форме живой беседы – вопросов воспитателя и ответов дошкольников.

Произвольные сюжетные игры являются наиболее привлекательными для средних дошкольников своей условностью, необязательностью, обеспечивающими комфортные ощущения ребенку. Игра с сюжетом развивает личность малыша, принимающего на себя разные роли и воспроизводящего разнообразные эпизоды и действия, проникающегося чужими мыслями и эмоциями, сопереживающего персонажам.

Большое значение имеет игра для формирования у детей навыка взаимодействия с ровесниками: он не только получает умение понимать других, но и разъяснять свои поступки.

Александра является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о играх, беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье мамы и ребенка.

Ольга Османова

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Тип деятельности : Социализация.

Задачи : познакомить с профессиями модельер и секретарь; закрепить названия профессии людей, которые изготавливают одежду (швея, закройщик, гладильщик) ; формировать умение работать с информацией; планировать и осуществлять свою деятельность; воспитывать уважение к труду работников ателье.

Цели : формировать культуру поведения в общественных местах; помочь создать игровую обстановку; наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли; формировать умение играть по собственному замыслу; стимулировать творческую активность, дружелюбие.

Предварительная работа : видео-презентация «Путешествие в ателье» ; рассматривание иллюстраций в журналах по теме «Ателье» и «Как шьют одежду» ; рисование «Украшаем сарафан для барышни» (дымковская роспись) .

Материалы для занятия : гладильная доска, утюг, швейная машинка, ткани, кукольная одежда различной принадлежности (мужская, женская) на демонстрационных вешалках, макеты бумажных кукол и их одежды, манекен.



Сюжетно-ролевая игра «Строители»

Задачи :

Образовательная :

совершенствовать конкретные представления о строительстве, его этапах;

развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках и различных трудовых процессах;

формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата.

Развивающая :

развивать комбинаторные способности, мышление, воображение, мелкую и общую моторику;

развивать навыки общения, устойчивость внимания, точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус, инициативность, творческую активность и воображение, образное мышление, самосознание;

формировать умения творчески развивать сюжет игры .

Воспитательная :

способствовать нравственному развитию;

способствовать проявлению сопереживания, сочувствия к персонажам, желанию помочь им;

воспитывать желание работать в коллективе;

создать радостное настроение, эмоциональный настрой;

закрепление знаний о рабочих профессиях, воспитание уважения к труду.

Роли : строитель, регулировщик, шофёр, грузчик.

Игровые действия : Выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.

Игровой материал : различные строительные материалы, каски, инструменты, строительная техника, образцы материалов, предметы-заместители.

Предварительная работа : Чтение художественной литературы : «Теремок» , «Строители» , «Кто построил тот дом?» , «Крокодил Гена и Чебурашка» рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию; дидактические игры ; игры со строительным материалом; художественное творчество. Конструирование, аппликация «Дом» .






Сюжетно – ролевая игра

«День рождения кукол» ».

Цель : Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни. Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы - заместители. Подвести детей к понятию «семейные традиции» .

Предшествующая работа : В течении года проводим празднования дней рождений детей в детском саду с участием родителей, совместно готовим музыкальные подарки и украшаем группу , дети принимают участие в сервировке столов к обеду, в течении пребывания детей в детском саду ведется работа по нравственному воспитанию (вежливое обращение друг к другу, умение культурно себя вести в общественных местах).

Игровой материал : Наличие игровой зоны с мебелью, набор чайной посуды, украшения для детей, украшения для создания праздничной атмосферы, куклы.

Игровые роли : подружки.









Публикации по теме:

В жизни ребенка игра занимает особое место. У детей 4-5 лет продолжает развиваться сюжетный замысел. Любимые сюжеты в игровой деятельности.

А у нас сегодня в группе будет новая игра, Все девчонки поварихи, а мальчишки повара. Мы халатики надели,колпаки на головах. И кастрюльки.

Современный, быстро меняющийся динамичный мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели.

Проектная деятельность в старшей группе «Сюжетно-ролевые игры «Мир профессий в детском саду» Проектная деятельность в старшей группе. «Сюжетно-ролевые игры: «Мир профессий в детском саду.» Тип проекта: практико-ориентированный. Вид.

Паспорт проекта по кружковой работе «Сюжетно-ролевые игры» Паспорт проекта по кружковой работе «Сюжетно-ролевые игры» Тема: Сюжетно-ролевая игра Адресация проекта: воспитатели дошкольного учреждения,.