Швейцарская система проведения турниров. Швейцарская система проведения соревнований по футболу (пример Шевченко В.А.) Как играют шашки по швейцарской системе

08.04.2013

Швейцарская система применяется в играх интеллектуальных, например, в шахматах, шашках и прочих. Первый турнир по этой системе был проведен в 1895 году в Цюрихе, потому система и называется швейцарской.

Ее особенность состоит в том, что в ходе соревнований, никто из участников не выбывает. Так же, для определения победителя достаточно небольшого количества туров, в которых может участвовать большое количество игроков.

Вся система построена так, что на каждом этапе состязаний встречаются участники, обладающие равным мастерством. Победа на этом этапе поднимает позиции игрока на боле высокий уровень, а вот рейтинг проигравшего существенно падает. Таким образом, швейцарская система подразумевает, что соревнования на турнире будут проходить особенно ярко и напряженно.

Если турниром предусмотрена жеребьевка, то ей уделяется не такое серьезное внимание, как при проведении турниров с выбыванием игроков. Даже если участнику не повезло, и в первом туре он проиграл более сильному и опытному сопернику, то за остальное время турнира он может успеть реабилитироваться. Это обстоятельно имеет огромное значение в тех соревнованиях, где все участники имеют разный уровень подготовки и опыта. В таком случае менее опытные участники могут показать себя и посоревноваться с игроками, которые пока тоже имеют невысокий уровень мастерства.

Особенно популярна швейцарская система в европейских странах. В них проходит большое количество открытых турниров, к которых могут участвовать самые разные игроки, от гроссмейстеров до любителей.

Порядок проведения турнира по швейцарской системе.
Необходимо четное число участников, что бы на всех этапах турнира у каждого игрока был соперник. В первом туре соперники выбираются либо слепым жребием, либо, если он не предусмотрен, согласно рейтингу участников. На последующих этапах игроки делятся на группы уже по количеству набранных очков. По окончанию первого тура это три группы: выигравшие, проигравшие и сыгравшие в ничью. Внутри этих групп участников уже и разбивают на пары соперников.

Распределение мест в турнирной таблице происходит по количеству набранных очков. Если у нескольких игроков оно равное, то победитель выявляется по дополнительным параметрам: среднему рейтингу соперников, «коэффициенту прогресса», коэффициенту Бухгольца.

К недостаткам швейцарской системы можно отнести очень сложный процесс сведения пар соперников, трудоемкую процедуру жеребьевки, для которой теперь пользуются компьютерными программами. Так же, при более или менее определении победителей, в середине турнирной таблицы не хватает точности в определении мест. Да и определения победителя нужно иногда выявлять по дополнительный коэффициентам, что не та справедливо, как турнир финалистов на вылет.

Таким образом, швейцарская система проведения турниров, имея свои плюсы и минусы, все же является одной из лучших систем. Она позволяет в короткие сроки и за минимальное число туров провести масштабные и увлекательные соревнования самых разных игроков.

Новости по теме:


Коэффициенты Бергера и Бухгольца представляют собой дополнительные коэффициенты, которые применяются для того, чтобы определить места в соревнованиях среди участников, которые набрали в турнире одинаковые очки. Используются в играх, где за поражение, ничью и победу назначается...



Боевые шахматы - это игра с применением классической шахматной доски, классических шахматных фигур. Единственное отличие боевых шахмат от обычных - это правила, которые немного другие, чем классические правила игры в шахматы. Фигуры в боевых шахматах все те же: ферзь, король, слон, ладья,...



Кингчесс является одним из вариантов шахмат, имеющих модифицированные правила. В этом случае игру ведут на обычной доске обычными фигурами, которые делают ходы по обычным правилам, с той лишь разницей, что партия начинается на доске пустой, а фигуры на нее выставляются вместо ходов уже...


Большинству игроков, комментаторов и аналитиков из СНГ новый формат групповой стадии «мейджора» не понравился:


То есть у нас будет 16 bo3 в первый день группового этапа и 14 bo3 во второй. Удачно всем насладиться играми любимой команды. 16 bo3!!!



Нельзя честно посеять команды в плей-офф с таким форматом группового этапа. Бред.

После такого все захотят формат GSL обратно.

Бывший менеджер Cloud9 Конрад Янзен, приглашенный на The Kiev Major 2017 в качестве аналитика, тоже не оценил новый формат:

Не уверен, что швейцарская система без вылета в групповой стадии, - лучший вариант для посева в плей-офф. Формат нужно менять.

Такого же мнения придерживаются капитан Таль «Fly » Айзик и игрок Team Empire Андрей «Ghostik » Кадык:

Не фанат швейцарской системы. Но опять-таки, какой должен быть формат групповой стадии, когда сетка плей-офф - single-elimination, и никто не вылетает на групповом этапе?

Владимир «Maelstorm » Кузьминов и Иван «Faker » Дёмкин напомнили, что швейцарская система успешно используется в CS:GO, где команды отсеиваются на групповом этапе:



Бывший менеджер Evil Geniuses Чарли «Monolith » Янг, статсмен Бен «Noxville » Стинуэйзен и Рустам «Adekvat » Мавлютов придерживаются другого мнения. По их словам, швейцарская система куда лучше формата GSL.

В которой каждый участник играет не менее одной игры с каждым и победитель определяется по сумме набранных очков. Но в круговой системе с увеличением числа участников требуемое число встреч быстро возрастает, поэтому её применение при количестве участников более двух-трёх десятков становится нереальным. В турнирах, проводимых по швейцарской системе, иногда принимают участие более ста игроков - если в круговой системе им потребовалось бы почти 5000 встреч, то в швейцарской достаточно 500 партий в 10 турах.

Швейцарская система позволяет уменьшить затраты времени за счёт того, что по ней играют некоторое заранее определённое положением о турнире количество туров, а система подбора пар для каждого тура организована так, чтобы обеспечить в итоге уверенное распределение мест согласно набранным очкам. Считается, что для выявления победителя достаточно столько туров, сколько необходимо ступеней для выявления победителя в нокаут-системе при том же количестве участников. По некоторым оценкам , при N участниках туров справедливо расставляют k+1 первых игроков, на практике применяют формулу , округляя при вычислениях значения обоих логарифмов до ближайшего целого. Общее количество встреч определяется формулой , где N - количество игроков (чётное) и M - количество туров (то есть все игроки играют во всех турах).

Порядок проведения турнира

  • В первом туре пары разбиваются или случайным жребием, или по рейтингу игроков: игроки разбиваются на две равные группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших по рейтингу), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и так далее. Если, например, в турнире 40 участников, то первый (по рейтингу) играет с 21-м, второй с 22-м и т. д. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает в первом туре очко без игры.
  • В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую очковую группу.
  • Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры. При игре в шахматы или шашки, кроме того, действует правило чередования цвета: желательно, чтобы у каждого участника от тура к туру чередовался цвет фигур (чтобы игрок имел равное количество игр белыми и чёрными), в любом случае не допускается три партии подряд (в шашках - четыре) одним цветом, кроме последнего тура.
  • Количество туров принимают равным ⌊log 2 N⌋ + ⌊log 2 (k-1)⌋ , где N - число участников, k - число призовых мест (для k = 1 вторая часть выражения принимается равной нулю). Например, для выявления победителя из 8 участников достаточно три тура, при 16 - 4 тура и т. д. Чтобы выявить четвёртку сильнейших, нужно соответственно четыре тура при 8 участниках, пять при 16 и т.д…
  • Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.
  • Участники, набравшие равное количество очков, обычно распределяются по коэффициенту Бухгольца , который определяется как сумма очков, набранных всеми соперниками данного игрока в турнире. Кроме него (или вместе с ним) может применяться средний рейтинг соперников (тому, у кого соперники имеют более высокий средний рейтинг, присуждается более высокое итоговое место) или так называемый «коэффициент прогресса» - более высокое место получает игрок, который по ходу турнира дольше находился на более высоком месте, чем набравший равное число очков соперник).

Достоинства

Швейцарская система является единственной альтернативой игре на выбывание в случае, когда в соревновании участвует большое число игроков. Число туров в ней незначительно превышает число туров нокаут-системы, оставаясь в приемлемых рамках даже для самых крупных турниров.

При проведении турнира по швейцарской системе в каждом туре (кроме первых одного - двух) встречаются игроки примерно равной силы, причём победа в такой встрече обеспечивает существенное улучшение позиции в турнире, а поражение чувствительно опускает игрока вниз. Такое свойство швейцарской системы предполагает напряжённую и интересную борьбу.

Жеребьёвка, если она применяется, играет меньшую роль, чем в системах с выбыванием (нокаут-система или Double Elimination) - игрок, даже если ему не повезло встретиться в первых турах с сильнейшими и проиграть, играет весь турнир и может набрать свои очки. Это особенно важно в турнирах с участием игроков различного уровня, в которых слабейшие заведомо не добираются до первых мест, но получают опыт и возможность соревноваться с участниками своего уровня.

Недостатки

В швейцарской системе более или менее справедливо определяются победители и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы места часто распределяются недостаточно точно. Из-за небольшого общего числа партий иногда случается так, что два победителя, набравшие равное количество очков, не встречаются между собой в течение турнира. Победителя приходится определять по дополнительным коэффициентам, что, конечно, не так интересно, как финальный матч претендентов в других системах.

Если между участниками турнира имеется достаточно заметный разброс в силах, значительная часть партий, особенно в первых турах, оказывается предсказуемой - несмотря на выделение групп по рейтингам, первоначально в одной группе часто оказываются игроки слишком разного класса. Эта проблема решается в системе Мак-Магона , где сильнейшие по рейтингу игроки автоматически получают некоторое количество «стартовых» очков, но эта система имеет свои недостатки.

Один из основных недостатков швейцарской системы применительно к шахматам и шашкам - то, что принцип чередования цвета и количество игр белыми и чёрными не всегда удаётся выдержать. Вообще, правила распределения пар довольно сложны, в настоящее время пары составляются компьютерными программами. Если строго придерживаться всех правил распределения по парам, то все пары складываются однозначно, то есть не бывает свободы выбора.

Ещё одна техническая проблема - как поступать с выбывшими участниками (при бумажном варианте составления сеток). Если в течение турнира выбывает один из игроков, то в следующем туре участник, которому достаётся играть с выбывшим, просто получает очко, как за победу. Это несправедливо, но другого пути нет - в швейцарской системе невозможно поступить как в круговой, где результат выбывшего игрока аннулируется, если тот сыграл менее половины предусмотренных туров, а в противном случае тем, с кем он не сыграл, присуждается очко. В швейцарской системе невозможно отменить результаты предыдущих туров, так как в этом случае некоторые игроки потеряют одну игру. Невозможно также присуждать очки за несыгранные партии. Аналогичная проблема возникает при нечётном числе участников турнира: приходится в каждом туре присуждать одну техническую победу (правда, имеющему наименьшее число очков).

При компьютерном варианте существует «проблема плохой погоды»: при большом числе единовременно выбывших (добровольно) участников приходится составлять пары вручную, что требует большего опыта (повторно партии между двумя уже игравшими друг с другом игроками проводить нельзя).

В турнирах по швейцарской системе возможны и, в некоторых случаях, желательны для игроков искусственные (договорные) ничьи. Почва для них создаётся, когда встречаются игроки примерно равного уровня, каждый из которых имеет устраивающее его положение в турнирной таблице. В этом случае игрокам невыгодно играть на выигрыш, ведь в острой игре выше вероятность проиграть, а значит, существенно потерять в очках. Такая ситуация провоцирует соперников на явное или «молчаливое» соглашение: начать партию, легко и без обострений поиграть и на втором-третьем десятке ходов согласиться на ничью, независимо от сложившегося положения. В результате оба игрока получат по пол-очка, сохранив своё положение без лишнего риска, обычно надеясь получить очки в партиях с более слабыми соперниками. Естественно, договорные ничьи нежелательны: они плохо влияют на качественную составляющую игры, снижают интерес к турниру и, соответственно, привлекательность турниров для спонсоров. Предлагались различные меры искоренения договорных ничьих, такие как введение запрета на ничью по соглашению сторон или изменение порядка начисления очков, но действенность их остаётся под вопросом.

Использование

Швейцарская система получила большое распространение в Западной Европе . Здесь проводится множество так называемых «открытых» или «опен» (англ. open ) шахматных турниров. В таких турнирах принимают участие как гроссмейстеры и мастера, так и большое количество менее квалифицированных шахматистов и любителей одновременно.

Пример

В качестве примера здесь приведена гипотетическая таблица турнира по швейцарской системе в шахматы, проведённого между 8 участниками (игрок-1 - игрок-8). Турнир проведён в три тура.

1-й тур Счёт 2-й тур Счёт 3-й тур Счёт Участники Очки
игрок-1 - игрок-8 1:0 игрок-1 - игрок-2 1:0 игрок-1 - игрок-3 1:0 игрок-1 3
игрок-2 2
игрок-2 - игрок-7 1:0 игрок-3 - игрок-5 1:0 игрок-5 - игрок-2 0:1 игрок-3 2
игрок-4
игрок-3 - игрок-6 1:0 игрок-8 - игрок-7 1:0 игрок-4 - игрок-8 ½:½ игрок-8
игрок-5 1
игрок-4 - игрок-5 0:1 игрок-6 - игрок-4 0:1 игрок-6 - игрок-7 1:0 игрок-6 1
игрок-7 0

Количество очков после трёх туров максимально у игрока игрок-1 . Он получает 1 место. Дальше идут пары игроков с равным числом очков Если правила турнира предполагают использование коэффициента Бухгольца , то игрок-2 имеет коэффициент 4, а игрок-3 - 5, поэтому второе место занимает игрок-3 , третье - игрок-2 . Затем идут игрок-8 и игрок-4 (набрано по 1,5 очка, коэффициенты Бухгольца - 4,5 и 3,5), далее - игрок-5 и игрок-6 (коэффициенты 5,5 и 3,5), замыкает таблицу игрок-7 , имеющий 0 очков.

См. также

Ссылки

  • Правила проведения турниров по швейцарской системе ФИДЕ англ.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Швейцарская система - система проведения турниров (получила свое название потому, что впервые была введена в турнирах Швейцарского рабочего шахматного союза). Турнир по швейцарской системе проводится следующим образом. Перед началом устанавливается количество туров (обычно 5-13). Все участники ранжируются по рейтингу или другим способом, например, жеребьевкой. В 1 туре играют первая половина участников со второй половиной, например, при 20 участниках играют пары 1-11, 2-12 и т.д. Цвет определяется жеребьевкой для первой пары, а далее цвет меняется, например, если первый номер играет белыми, то второй - черными, третий - белыми и т. д. В последующих турах встречаются участники, имеющие по возможности равное количество очков. Процедура составления пар перед началом каждого тура аналогична первому туру. Участники, уже встречавшиеся между собой, не должны играть вторично. Цвет фигур по возможности чередуется. Перед следующим туром должен быть выявлен результат всех партий. Если число участников нечетное, то последний в данном туре получает очко (в таблице обозначается «+»). В настоящее время для составления пар обычно используют компьютерные программы.

Швейцарская система позволяет провести турнир с широким охватом участников в сжатые сроки и вполне применима для ряда соревнований, особенно массовых, при неравном по силе составе участников. Максимально допустимое количество участников 2 в степени N, где N - число туров. Однако некоторые организаторы проводят массовые турниры с превышением этого число, что может привести к случаю, когда два участника набрали стопроцентный результат, то есть победитель не будет выявлен.

ШВЕЙЦАРСКАЯ СИСТЕМА используется тогда, когда число участников соревнования значительно превосходит возможное количество игровых дней или кругов. Количество кругов (К ) вычисляется по формуле К = log 2 N + log 2 (Р– 1) , где N – число участников; Р – число призовых мест (при Р =1 вторая часть формулы равна нулю). Например, для выявления победителя из 8 участников достаточно три круга, при 16 – четыре круга и т. д. Чтобы выявить тройку сильнейших, нужно соответственно четыре круга при 8 участниках, пять при 16 и т.д.

Общее количество матчей (М Ш ) определяется формулой: М Ш = (N·К)/2 , где N – число участников соревнования.

Швейцарская система не имеет чётко составленной турнирной сетки или таблицы, а имеется своего рода алгоритм проведения соревнования, который приведён ниже. В качестве примера выбрано 17 участников.

1-й круг

Группа сильных

1

2

3

4

5

6

7

8

Группа слабых

16 17*

Набранные очки

2-й круг

Очковая группа «1»

1

2

3

Набр. очки за 2 круга

Очковая группа «0»

9

17**

10

11

12

Набр. очки за 2 круга

3-й круг

Очковая группа «2»

1

2

Набр. очки за 3 круга

Очковая группа «1»

5

6

7

8

9

Набр. очки за 3 круга

Очковая группа «0»

13

Набр. очки за 3 круга

4-й круг

Очковая группа «3»

1

Набр. очки за 4 круга

Очковая группа «2»

3

4

5

Набр. очки за 4 круга

Очковая группа «1»

9 **

11

12

13

Набр. очки за 4 круга

5-й круг

Очковая группа «3»

1

2

Набр. очки за 5 кругов

Очковая группа «2»

6

7

8

Набр. очки за 5 кругов

Очковая группа «1»

14

15

Набр. очки за 5 кругов

Алгоритм проведения соревнования

Желательно чтобы в соревновании участвовало чётное число игроков, но допускается и нечётное. Все участники разбиваются на две равные группы либо по рейтингу (группа сильных и группа слабых), либо по жребию.

В 1-м круге пары соперников разбиваются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и т.д. (В таблице каждая пара соперников выделена или чёрным , или голубым цветом). Если, например, в турнире 32 участника, то первый (по рейтингу) играет с 17-м, второй с 18-м и т. д. При нечётном числе игроков игрок, имеющий последний номер, получает в 1-м круге очко без игры (в таблице участник под номером 17).

В следующих кругах все участники разбиваются на группы, в которых участники имеют, как правило, одинаковое количество набранных очков. В таблице жирным шрифтом отмечены номера участников выигравшие свои матчи. Так, после 1-го круга, групп будет две: с 1 очком (выигравшие) и с 0 очками (проигравшие). Если в группе оказывается нечётное количество игроков, то один игрок переводится в следующую, нижнюю очковую группу (в таблице участник под номером 17).

Пары соперников для следующего круга составляются из одной очковой группы по тому же, что и в 1-м круге, рейтинговому принципу: лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы. Но при этом не допускается, чтобы одни и те же участники встречались более одного раза .

Места в турнире распределяются по набранному количеству очков. Места для участников, набравших одинаковое количество очков, обычно распределяются:

  • по коэффициенту прогресса – более высокое место получает игрок, который по ходу турнира дольше находился на более высоком месте (подсчитываются занимаемые места в каждом круге).
  • по коэффициенту Бухгольца, который определяется как сумма очков, набранных всеми соперниками данного игрока в турнире;
  • по среднему рейтингу соперников. Тоэтому, у кого соперники имеют более высокий средний рейтинг, присуждается более высокое место.

Достоинства системы :

  • подбор пар в каждом круге организован так, чтобы обеспечить в итоге уверенное распределение мест согласно набранным очкам;
  • когда не применяется или не существует рейтинг, она имеет преимущества перед олимпийской системой и её разновидностями. Даже совершенно случайный посев (жеребьёвка) в очковой группе (с учетом ограничения неповторяемости пар) не имеет большого значения. Участник, если в первых кругах проигрывает сильнейшими, то продолжает играть и может набирать очки. Это особенно важно в турнирах с участием игроков различного уровня, в которых слабейшие заведомо не добираются до первых мест, но получают турнирный опыт;
  • в каждом круге (кроме первых: одного-двух) встречаются игроки примерно равной силы, причём обеспечивает существенное улучшение позиции в турнире, а поражение чувствительно опускает игрока вниз. Это создаёт напряжённую и интересную борьбу;
  • никаких групп, сеток, первых и вторых финалов.

Недостатки:

  • определяются победитель, призёры и аутсайдеры, но в середине турнирной таблицы чёткого распределения мест нет;
  • иногда случается так, что два победителя, набравшие равное количество очков, не встречались между собой в течение турнира. Победителя приходится определять по дополнительным коэффициентам, что, конечно, не так интересно, как финальный матч претендентов в других системах;
  • фактическая реализация достаточно сложна, что требует либо использование компьютерной программы, либо очень опытного судьи. В последнем случае, как правило, ошибки неизбежны. Правда, они не сильно влияют на конечный результат;
  • при компьютерном варианте реализации системы, в случае отказа одного или нескольких участников, приходится составлять пары вручную, что также требует большего опыта. В швейцарской системе невозможно поступить как в круговой, где результат выбывшего игрока аннулируется, если тот сыграл менее половины предусмотренных кругов, а в противном случае тем, с кем он не сыграл, присуждается очко. То есть невозможно отменить результаты предыдущих матчей, т.к. в этом случае некоторые участники потеряют одну игру.
  • при нечётном числе участников в каждом круге присуждается одна техническая победа (правда, имеющему наименьшее число очков);
  • участники не могут прогнозировать, с кем им придётся встречаться в следующих кругах, как это возможно в разновидностях олимпийской системы.