В сказочном лесу живут одни забавные существа - Горошки. У них есть поверье, что если взяться всем за руки, то тебя не утащат страшные силы. Однажды они решили, что нужно объединить свои усилия и начали поиски сородичей, связь с которыми была давно утрачена. И чем больше число Горошков пыталось составить замкнутый круг, тем все труднее им было взяться всем за руки.
Для столь маленьких существ это миссия кажется очень трудной, помогите им стать одной большой и дружной семьей. По началу с этой задачей справиться легко. Но когда игровое поле начнут заполнять не только двурукие и однорукие Горошки, но и трехрукие, и даже пятирукие, вот тут то придется поломать голову по-настоящему.
Не пытайтесь создать одну непрерывную цепь из лесных персонажей, цепочек может быть и две. Главное, чтобы цепь была замкнутой, все дружно держались за руки и были вполне счастливы. Именно счастливы! Ведь если Горошек имеет хотя бы одну свободную руку, то его лицо отражает невыразимую печаль. Поэтому вам придется найти такой способ, чтобы десятки забавных существ радостно улыбались.
Кстати, игра «Рука в руке» чуть позже познакомит вас и с Крепышками, которые тоже хотят помочь Горошкам. Крепышки правда не такие гибкие, как сами Горошки, но зато, их можно вращать в любые стороны для того, чтобы у них тоже получилось взяться за руки с кем-нибудь из действующей цепочки. Иногда на игровом поле вы увидите специальные лунки с сердечками внутри. Это зоны комфорта, здесь любой персонаж будет доволен жизнью и очень счастлив. Вам остается только поместить его туда. Если у Горошка даже десять рук и они все свободны, то в этой зоне он будет все равно весел.
Кроме зон комфорта ещё будут лунки со звездами, старайтесь помещать персонажей и сюда, тогда вы соберете звезды, а значит - и свои награды. А вот опасаться вам нужно Грустняшек-одиночек, обходите их стороной. Они категорически не терпят соседства, тем самым будут вам всячески мешать справиться с поставленной задачей. Итак, все в ваших руках!
Cкачать игру "Рука в руке" бесплатно
Некогда в волшебной Поднебесной жил фермер – труженик Квази. Днем он занимался работой на своем участке, а вечера коротал, играя в старинную игру маджонг фишками, которые перешли ему по наследству. Но однажды драконы налетели на деревню, и в один миг превратили ее в горящие руины. В компании с Квази Вы должны будете привести в порядок разрушенную страну. Правила маджонга всё те же: с игрового поля нужно удалять пары свободных фишек.
|
Игра "Илья Муромец и Соловей-разбойник. Ратное дело" создана по мотивам мультика про Илью Муромца. В компании со смелым богатырем Вы отправитесь в легендарный Царьград, чтобы победить Соловья – разбойника и прочих врагов мирных людей. Одолеть всех недругов непросто: чтобы сила богатырская не оставила храброго витязя, Вам нужно будет разгадать множество головоломок.
|
10 игр на бумаге February 19th, 2014
В нашем детстве было очень много разных игр, большую часть из них мы просто держали в голове, правила передавались друг другу во время игры. Для многих из таких игр было достаточно только пары карандашей или ручек и листа бумаги.
Игры на бумаге смело можно назвать самыми умными и развивающими. И сейчас они подзабыты весьма незаслуженно. Стоить научить детей играть в эти игры, и их всегда можно занять в долгой дороге или в дождливую погоду дома и на даче.
1. Крестики-нолики
Это самая известная из подобных игр. Для нее и бумага-то не всегда нужна, достаточно запотевшего оконного стекла в маршрутке или пары прутиков и песка под ногами… Рисуется игровое поле 3 на 3 клетки (всего 9 клеток). Игроки по очереди делают ходы, ставя в пустую клетку крестик или нолик. Цель игры: построить линию из 3х крестиков или ноликов по горизонтали, вертикали или диагонали. В этой игре выиграть крайне сложно, в основном игра сводится к ничьей и играется не одна партия. Но все же есть определенные комбинации ходов, которые приводят к победе.)) Когда на маленьком поле играть надоедает, можно увеличить поле или вообще не ограничивать. На таком поле игроки по очереди делают ходы, пока кому то не удастся выстроить линию из пяти знаков по горизонтали, вертикали или диагонали.
2. Морской бой
Это одна из самых любимых игр нашего детства.)) Правила, думаю, помнят все. А для тех, кто не помнит, напомним. Эта игра для двоих. Цель игры - потопить все корабли противника. Корабли располагаются на 2-х квадратных полях размером 10 на 10 клеток. На своем поле вы располагаете корабли и противник наносит по ним удары. А на другом поле противник располагает свои корабли. У каждого игрока равное количество кораблей - 10 штук: Однопалубный (размером в 1 клетку) 4 штуки Двухпалубный (размером в 2 клетки) 3 штуки Трехпалубный (размером в 3 клетки) 2 штуки Четырехпалубный (размером в 4 клетки) 1 штука При расстановке кораблей на поле нужно учитывать, что между ними должна быть хотя бы одна пустая клетка, нельзя ставить корабли вплотную. Во время своего хода игрок выбирает клетку на поле противника и «стреляет», называя ее координаты «а1», например. При этом отмечает на своем дополнительном поле свой ход. Если вы потопили корабль противника, то соперник должен сказать «убил», если вы ранили корабль (то есть вы попали в корабль, имеющий больше чем одну палубу), то соперник должен сказать «ранил». В случае попадания в корабль соперника, Вы продолжаете «стрельбу». Игра заканчивается, когда все корабли одного из игроков «потоплены».
3. Танчики
Для игры требуется листок А4, сложенный пополам (можно брать и любой тетрадный лист). Два игрока рисуют по 10 танков, каждый на своей половине листа. Закончив расстановку сил, игроки начинают «обстрел» друг друга таким образом: выстрел рисуется на своей половине поля, затем лист складывается посередине и выстрел, видимый на просвет, отмечается на второй половине поля. Если выстрел задел танк, то он считается «подбитым» и нужен еще один дополнительный выстрел для уничтожения. Если же игрок попал прямо в танк, то достаточно одного выстрела. Каждый удачный выстрел дает право игроку на следующий выстрел. Для усложнения игры можно ввести запрет на следующий выстрел в только что подбитый танк.
4. Ладошки
В эту игру можно играть даже с маленькими детьми, которые уже знакомы с числами. Она поможет научиться быстро ориентироваться в числах и концентрировать внимание. Для игры понадобятся два листа бумаги в клетку, на каждом листе игрок обводит свою ладонь. Теперь на пространстве, ограниченном рисунком, в произвольном порядке расставляются числа от 1 до … Тут нужно договориться заранее. Далее начинается игра. Один игрок называет произвольное число, другой в это время пытается найти это число на своей ладошке, а первый тем временем быстро ставит крестики в клеточках на своем листе, начиная с верхней левой клетки. Побеждает тот, кто быстрее заполнит крестиками все клетки своего поля.
5. Точки и отрезки.
Условия этой игры на бумаге просты: поставим на листе бумаги несколько точек (не менее 8-ми, а лучше не менее 15-ти). Играют двое, поочерёдно соединяя две любые точки отрезком. Захватывать 3-ю точку нельзя, и каждая точка может быть концом лишь одного отрезка. Отрезки не должны пересекаться. Проигрывает тот, кто не сможет сделать ход.
На рисунках вы видите правильное соединение точек.
и неправильное
6. Точки
В эту игру мы играли в институте во время скучных лекций. Она развивает тактическое и стратегическое мышление. Игровым полем служит обычный лист бумаги в клеточку, если времени и терпения много, можно играть на целом тетрадном развороте. Игровое поле можно обвести линией и запретить правилами ставить точки на этой границе. У каждого игрока должна быть ручка или карандаш своего цвета. По очереди игроки ставят точки в произвольных местах на пересечении клеток. Цель игры - захватить как можно больше бумажных владений. Территория считается захваченной, если она обнесена точками своего цвета. Точки должны располагаться друг от друга на расстоянии в одну клеточку по горизонтали, вертикали или диагонали. Захваченная территория закрашивается своим цветом или вокруг нее рисуется крепостная стена (жирная линия). Если вам удалось обнести точками территорию или точки противника - они ваши. После такого захвата игроку предоставляется право внеочередного хода. В некоторых вариантах игры захватывать можно только те территории, где уже есть неприятельские укрепления. В других вам доступны любые земли, в том числе и свободные. Выбирайте, что вам больше по душе. В конце игры подсчитывается размер захваченных земель и объявляется победитель. Чаще всего ничего специально считать и не нужно - результат очевиден. Можно играть и с детьми младшего возраста. В этом случае следует сделать игровое поле совсем небольшим - на четверть тетрадной странички или и того меньше, а бумагу возьмите с крупными клетками.
7. Циферки
Вы играли в школе или институте в такую игру на тетрадке в клеточку? У нас пол общежития играло.))) Я долго держалась, но потом все же окунулась в нее с головой, зато час домой на электричке пролетал незаметно. Называлась она по-разному: числа, цифры, семечки, 19, но смысл от этого не менялся. Выписываешь подряд числа от 1 до 19, в строчку до 9, а потом начинаешь следующую строку, в каждой клетке по 1 цифре. Затем вычеркиваешь парные цифры или дающие в сумме 10. Одно условие - пары должны находиться рядом или через зачеркнутые цифры по горизонтали или по вертикали. А после того как все возможные пары вычеркнул - переписываешь оставшиеся цифры в конце. Цель - полностью вычеркнуть все цифры.
8. Виселица
Немного негуманная игра, но все же. В детстве мы совмещали дворовую игру в казаки-разбойники с "виселицей!. Смысл этой игры в отгадывании слова по буквам за определенное количество ходов. Один игрок задумывает какое-нибудь слово (для начала простое и короткое). Пишет его первую и последнюю буквы, а вместо недостающих букв ставим черточки. Задача второго игрока - отгадать загаданное слово. Он называет букву. Если эта буква в слове есть - вписываем ее на место. Если нет, то букву пишем в стороне, чтобы не повторяться, и начинаем рисовать "виселицу" - вертикальную линию. При следующей ошибке - горизонтальную (получается что-то вроде буквы г). Затем дорисовывается веревка, петля, голова человечка, туловище, ручки и ножки. За эти несколько попыток игрок должен угадать слово. Если не получилось - проиграл. Если успел - его очередь загадывать слово.
9. Балда
Еще одна игра со словами. Здесь можно играть вдвоем, втроем или даже одному. На листе бумаги чертится квадратное игровое поле с клетками 5x5, например. В среднем ряду пишем слово из пяти букв. Игроки по очереди делают ходы. За один ход в свободную клеточку вписывается буква таким образом, чтобы каждый раз образовывалось новое слово. Слова могут читаться в любом направлении, кроме диагонального. За каждое слово игрок получает столько очков, сколько букв в слове. Слова записываются с боку от поля, чтобы другие игроки их не повторяли. Игра заканчивается, когда все клетки заполнены буквами или никто из игроков не может придумать нового слова. После этого подсчитывается количество очков. Побеждает тот, у кого их больше.
10. Точки и квадраты
Игра для двух игроков. Понадобится лист бумаги, лучше в клетку, и пара ручек разных цветов. На листе бумаги чертится игровое поле размером от 3*3 квадрата, и более (до 9*9), в зависимости от уровня игроков. Суть игры: игроки по очереди чертят линии длинной в одну клетку, стараясь создать квадраты величиной 1 на 1 внутри поля. Если ваша линия стала завершающей в квадрате, ставите в ней свой знак и получаете право дополнительного хода. Ходы продолжаются до тех пор, пока вы не поставите линию, которая не замыкает никакой квадрат. Игра заканчивается, когда все поле заполнено. После этого подсчитывается количество квадратиков, которое замкнул каждый игрок и оглашается победитель. При всей своей простоте игра с изюминкой. Здесь можно просчитывать ходы вперед и попытаться поставить соперника в невыгодное положение, заставив сделать его неудобный ход.
А в какие игры играли вы? Делитесь с нами «бумажными» играми своего детства!
Когда мы ходим в гости или принимаем у себя гостей, часто возникает вопрос - чем развлечься большой компании? К счастью, есть множество игр, не требующих никаких дополнительных аксессуаров: ни фишек, ни кубиков, ни костюмов… Просто начинаем играть!
«Глухой телефон»
Наверное, самая известная «салонная игра»: ведущий записывает на бумаге задуманное слово или фразу (чем сложнее, тем лучше) и шепотом говорит его первому игроку. Тот, в свою очередь, второму, и так далее. К последнему игроку задуманное слово может превратиться во что-то совершенно неожиданное и парадоксальное. Забавно бывает проследить историю превращений - каждый игрок рассказывает, что именно он расслышал.
Вариации игры
С ассоциациями
Очень интересно играть в «глухой телефон» с ассоциациями. В этом случае игрок передает дальше не то слово, которое расслышал, но свои ассоциации с этим словом. Цепочка может выглядеть, например, так: «медведь - мед - молоко - корова - деревня - бабушка». Чем меньше вы ограничиваете свою фантазию, тем смешнее будет результат!
С рисунками
Ведущий показывает какой-то простой рисунок первому игроку. Тот руками «рисует» его на спине следующего участника. Так по очереди все «передают» рисунок по цепочке и последний участник рисует его на бумаге. Сравнение с оригиналом может быть очень забавным!
«Крокодил»
Под этим названием существует сразу несколько очень непохожих игр. Одни из них основаны на пантомиме, другие - необычные игры со словами. Расскажем о наиболее популярных «крокодильчиках».
Вариации игры
Пантомима
Игроки разделяются на две команды. Команда №1 загадывает слово или фразу (особым успехом пользуются абстрактные понятия, такие как «совершенство» или «мироздание», однако при игре с маленькими детьми лучше ограничиться зайчиками и кошечками). Это слово передается выбранному игроку команды №2. Он пытается изобразить загаданное слово с помощью пантомимы, чтобы его товарищи по команде угадали, о чем идет речь.
Если игроков слишком мало, чтобы разбиться на команды, можно устроить индивидуальную игру: каждый пишет слово, которое будет изображать, и откладывает его, не показывая остальным. Записку зачитывают после того, как слово угадают или все игроки сдадутся. Тот, кто угадает больше всего слов, - победитель!
Игра со словами
Ведущий игры загадывает слово, но никому его не говорит. Потом разбивает его на слоги и к каждому из них подбирает слово-ключ, которое начинается именно на этот слог.
Отгадывающие, в свою очередь, должны произвести ряд обратных действий - по ассоциативному ряду определить слова ключи, извлечь из них первые слоги и составить задуманное слово.
«Я никогда»
Игра особенно хороша в новых компаниях, поскольку позволяет игрокам ближе познакомиться друг с другом. В начале игры каждому игроку выдается несколько одинаковых предметов (спичек, зубочисток, карамелек). Затем игроки по очереди сообщают о себе какие-то факты, начинающиеся со слов «я никогда…» (… не водил хоровод, не встречал новый год в самолете, не пел в караоке, не ел булочки с маком…). Те, с кем случались эти замечательные события, в утешение отдают игроку по одной спичке (зубочистке, конфетке). Побеждает тот, кто соберет больше всего «утешительных призов».
Игра не так проста, как может показаться. Для победы придется откопать в своей биографии необычные факты. Ведь если сказать «я никогда не летал в космос», скорее всего, никто вас не утешит…
«Я герой»
Игра получила второе дыхание после того, как в одной из серий суперпопулярного сериала «Шерлок» ею развлекались главные герои.
Правила очень просты: каждый игрок загадывает известную личность (по уговору можно расширить рамки и загадывать, предметы, растения, животных…), записывает имя загаданного персонажа на бумажке и прикрепляет ее ко лбу другого игрока. В «Я герой» можно играть даже вдвоем, но можно и большой компанией (тогда игроки обмениваются заданиями по кругу). Когда все бумажки приклеены, имя загаданного персонажа видят все, кроме того, у кого на лбу бумажка. Теперь ваша задача - выяснить, какой персонаж вам достался. На ваши вопросы остальные могут ответить только «да» или «нет», как только получен ответ «нет», ход переходит к другому игроку.
«Мафия»
Игра была придумана и получила популярность в середине 80-х и до сих пор пользуется большим успехом у молодежных и студенческих компаний. Лучше всего, если играть будет 8-10 человек.
Первое, что нужно сделать - выбрать ведущего (без него - никак). Он раздает участникам игральные карты «в темную» (никто не видит, какую карту получил другой игрок). Те, у кого на руках карты красной масти, становятся «честными гражданами», черная масть - «мафия», обладатель червового туза становится «комиссаром». Разумеется, можно обойтись и без карт, просто написав на любых клочках бумаги «ч», «м» и «к». Рекомендуется, чтобы «честных граждан» было приблизительно вдвое больше, чем «мафиози».
Дальше ведущий командует «наступила ночь, честные граждане засыпают, в городе правит мафия». После этого команда обычных горожан остается с закрытыми глазами, а мафиози узнают, кто находится в их команде. Потом по команде ведущего «мафия» засыпает, и ведущий знакомится с комиссаром. Важно - до конца игры никто не может раскрывать свою карту! Говорить, разумеется, каждый волен что угодно.
Дальше игра делится на циклы «день» и «ночь». «Днем» все игроки обсуждают, кто из них может принадлежать к мафии и «казнят» (сажают в тюрьму, линчуют) одного из игроков. Он выбывает из игры, его карта открывается.
Ночью мафия жестами договаривается «убить» одного из честных горожан. Утром об их решении объявляет ведущий, этот игрок также выбывает, его карта открывается.
«Ночью», когда спит и мафия, и честные граждане, комиссар может жестами выяснить у ведущего статус одного из игроков.
Игра кончается, когда казнены все мафиози или убиты все честные граждане.
Буриме
Игра для тех, у кого есть творческие способности! Ведущий раздает игрокам список рифм (чем менее стандартными они будут, тем лучше), и остальные игроки должны, используя эти рифмы, сочинить забавное стихотворение.
Вариации игры
Поэма - строчка за строчкой
Подбор рифм и написание стихотворений может оказаться слишком сложным, а потому - неинтересным для детей. В этом случае можно играть в облегченный вариант буриме - ведущий задает первую строчку будущего стихотворения, а остальные по очереди добавляют к нему еще по строчке.
«Чепуха»
Для тех, кто совсем не в ладах с поэзией - игра может быть и в прозе! Для этого нужно взять листочек бумаги, написать на нем первую фразу и передать другому игроку. Он пишет продолжение и сворачивает листочек так, чтобы была видна только последняя фраза. Постепенно рассказ дописывают все участники, причем каждый видит перед собой только одну последнюю фразу. Потом зачитывается весь эпос.
Простая «Чепуха»
Совсем простой вариант «Чепухи» известен всем со школьной поры. Участники игры по очереди записывают на бумаге по одному слову, отвечая на вопросы «кто, что делает, где, когда, каким образом» (чтобы не запутаться, можно заранее написать вопросы на листочке). Записав свой ответ, каждый игрок загибает листок таким образом, чтобы следующий участник не видел предыдущие ответы. В конце листочек разворачивается и зачитывается.
материалами
Цели и задачи.
Развитие хватания.
Развитие согласованных движений обеих рук.
Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев
Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек,
Покажите малышам куклу, обратите их внимание на застежки
на ее одежде: «Вот кукла (имя). Кукла ходила гулять -
посмотрите, как она одета. Но теперь пора спать (купаться),
давайте разденем куклу».
Предложите малышам расстегнуть все застежки на одежде кук-
лы. Когда малыши научатся расстегивать застежки, покажите де-
тям, как их застегивать. При проведении этого упражнения сле-
дует учесть, что липучки легки в использовании, гораздо сложнее
отрабатывается навык застегивания пуговиц, кнопок и молний.
Подобную работу можно проводить также при обучении детей
самообслуживанию, когда их учат раздеваться и одеваться.
Игра «Ловим раков»
Цели.
Развивать силу рук, соотносящие движения рук, диф-
ференцированные движения пальцев; формировать навык рас-
стегивания прищепок.
Материалы.
Игрушечное ведро, прищепки.
Ход игры.
Прикрепите прищепки к краю игрушечного ведерка. Пред-
ложите малышам снять прищепки и сложить их в ведерко.
Предварительно покажите детям, как нажимать на концы при-
щепки одновременно двумя пальцами.
Обыграйте эту ситуацию: «Рыбак поймал в реке раков и сло-
жил их в ведерко. А раки стали расползаться. Давайте сложим их
обратно в ведерко!»
Игра «С
ОЛНЫШКО
светит»
Цели.
Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику
пальцев рук; учить расстегивать и застегивать прищепки.
Материалы.
Круг желтого цвета (двусторонний) из плотного картона
диаметром 15 см: прищепки.
Ход игры.
Начните игру с рассказа: «Посмотрите в окошко: видите, как
ярко светит солнышко. Давайте сделаем такое же солнышко. Мы
превратим этот круг (показывает) в солнышко. Мы сделаем ему
лучики».
Покажите детям, как прикрепить прищепки-лучики к краям
круга. Обратите внимание малышей на то, что нажимать на
концы прищепки нужно одновременно двумя пальцами.
Затем предложите детям «снять лучики». («Теперь солнышко
светит неярко».)
Игра «Прищепки прячутся»
Цели.
Развивать силу рук, соотносящие движения рук; формировать
навык расстегивания и застегивания прищепок.
Материалы.
Коробка; яркие разноцветные прищепки.
Ход игры.
Перед началом игры прикрепите прищепки в разных местах
группы - на занавесках, на мебели, а также на одежде детей.
Покажите малышам прищепку и предложите поиграть:
«Представьте себе, что прищепки - это маленькие жучки, ко-
торые решили поиграть с нами в прятки. Они разбежались по
комнате и прицепились к разным предметам. Найдите их и
сложите в коробку».
Если детям трудно найти все прищепки, можно помочь им,
организовав игру «Горячо - холодно».
Когда дети научатся расстегивать прищепки, покажите им, как
их пристегивать.
Игра «Поиграй на пианино!»
Цели.
Развивать тонкие дифференцированные движения пальцев
рук.
Материалы.
Детское пианино (деревянное или электронное).
Ход игры.
Покажите ребенку пианино, сыграйте на нем какую-нибудь
мелодию. Затем попросите малыша поиграть на пианино.
Продемонстрируйте ему, как нажимать на клавиши одним и
несколькими пальцами.
Можно обыграть это занятие, предложив устроить танцы для
кукол.
Игра «Пальчиковый театр»
Цели.
Развивать тонкую моторику пальцев рук.
Материалы.
Тряпичные, перчаточные или бумажные куклы; фломастеры.
Персонажей театра можно нарисовать на пальчиках малыша.
Ход игры.
Нарисуйте на указательном пальчике малыша веселую рожицу
и предложите надеть на пальчик колпачок от толстого
фломастера или маркера - это «шапочка»: «Вот какой веселый
человечек получился. Он умеет кланяться - вот так!» Затем
нарисуйте человечка на среднем пальце: «А вот его дружок. Вот
человечки кланяются вместе. А теперь они кланяются по
очереди».
При помощи пальчиковых и перчаточных кукол можно ра-
зыгрывать небольшие сюжеты. Например: «Жила-была на свете
дружная семья (растопырьте пальцы, затем сгибайте по очереди
указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец, при этом
можно помогать другой рукой): мама, папа, сынок и дочка. И
была у них кошка, которая очень любила спать (согните большой
палец). Все очень любили кисоньку и, когда приходили домой,
здоровались с ней (по очереди дотроньтесь до большого пальца
остальными пальцами), и гладили ее (по очереди погладьте
большой палец остальными пальцами)».
В действии может участвовать разное количество персонажей в
зависимости от подготовки детей. Усложнять задания следует
постепенно.
Пальчиковые игры
Цели и задачи
Развитие согласованных движений обеих рук.
Развитие точных и дифференцированных движений кистей и
пальцев рук.
Развитие внимания.
Методы обучения
Показ действий.
Действия руками ребенка.
Самостоятельные действия ребенка.
Организация занятий
Занятия проводятся индивидуально или с группой детей.
Длительность занятий зависит от конкретной игры. Пальчиковые
игры, которые хорошо знакомы детям, можно проводить в
перерывах между занятиями, на прогулке.
Игра «Лапки-царапки»
Цели.
Развивать тонкую моторику пальцев, движения кистей рук,
подражательные движения.
Ход игры
Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки,
(Дети кладут руки на стол
и сжимают их в кулачки.)
А в лапках - цап-царапки.
(Дети выпрямляют
пальцы, в шутку царапаются.)
Игру можно повторить несколько раз.
Ненадолго выползли в офлайн и составили руководство по настольным играм: собрали двадцать четыре варианта на любой вкус и случай.
Игромания
https://www.сайт/
https://www.сайт/
Прямым текстом
Сумел вырваться из Матрицы и увидеть, какими разными и интересными бывают настольные игры. Устраивал войну крестьян на полях под Каркассоном и сажал в тюрьму адмиралов и президентов. Проходил игры в реальном времени, пользуясь только смекалкой и тачпадом. Математик и инженер, в играх ценит прежде всего хорошую механику и оригинальный геймплей.
У геймеров есть отзывы в Steam
, у киноманов — Metacritic
и «томаты», а кого спрашивать про настолки, непонятно. На профильных сайтах и в блогах редко вспоминают игры для новичков, поэтому приходится полагаться на мнение консультантов в магазинах.
Советы продавцов, к их чести, скорее полезны, но ограничены ассортиментом конкретной торговой точки. Поэтому я решил написать полноценное руководство по выбору игры, подходящей именно для вашей компании. В финальный список вошли двадцать четыре настолки — простые и сложные. Все они переведены на русский и доступны в розничной продаже, так что найти их легко.
Но сначала — три важных совета.
Три заповеди настолок
Не верьте магии франшиз.
Вы любите Resident Evil
, комиксы Marvel
или, например, «Метро-2033
». Хотите увидеть в игре знакомых персонажей? Увы, скорее всего, вам достанется посредственная игра. По «Игре престолов»
есть и хорошие, и заурядные настолки. Сериалу Battlestar Galactica
, напротив, очень повезло. Качество настолки зависит от опыта авторов и репутации издателя гораздо больше, чем от громкого названия.
Подумайте, с кем будете играть.
Настолки — социальное хобби. Вам потребуется хотя бы один товарищ, готовый потратить от часа до целого дня на тасование карт и перемещение фигурок. Честно спросите себя: а готовы ли ваши друзья сажать грядки в «Агриколе», всем ли понравится игра про зомби? Наберётся ли толпа желающих на игру, которая требует шестерых участников? Если нет подходящей компании, даже самая классная настолка будет собирать пыль на полке.
Будьте терпеливы и запаситесь временем
. Вам придётся разобраться в правилах и быть готовым разъяснять нюансы. Просить остальных почитать про игру заранее бессмысленно, уж поверьте. Не верьте цифрам на упаковке: на первую партию в приличную игру у вас уйдёт минимум на час больше обещанного. Если времени нет — ограничьтесь простыми играми. В правилах настолок на большую компанию реально разобраться на ходу.
Я сам продавал настольные игры и за время работы в магазине понял, что есть определённые запросы от новичков, возникающие снова и снова. По этим запросам я разбил рекомендации на восемь тематических блоков и в каждом блоке рекомендую три игры: простые, интересные и не самые дорогие, подходящие под конкретную тему или компанию. Статья не резиновая, поэтому многие значимые игры («Колонизаторы
», «Манчкин
», перехваленная «Монополия
») не войдут в этот список. Я старался включать в него не самые известные, но хорошие игры, что знакомят с популярными механиками и не надоедают после десятка партий.
Игру в загадки и «Крокодила» мы знаем с детства. Современные версии этих игр ничем, за исключением пары нюансов, не отличаются от классики: используя несколько слов (или вообще без них), вы должны донести до остальных некое послание. В ход идут не только карточки со словами (как в Activity
и Alias
), но и шикарные иллюстрации. Игры в ассоциации равно пользуются любовью и у мальчиков, и у девочек и поддерживают много участников. Если вы прощупываете почву и ищете новых игроков в свою компанию — захватите коробку на вечеринку.
«Кодовые имена»
«Кодовые имена».
На столе выкладывается квадрат 5×5 из карточек со словами, и игроки делятся на две команды. Капитаны команд должны с помощью коротких ассоциаций подсказать часть выложенных слов своим соратникам — раньше, чем соперники отгадают свои. Ошибки и неточности передают ход другой стороне.
«Диксит»
«Диксит».
Невероятно красивая французская игра с сюрреалистичными иллюстрациями. Игроки по очереди дают ассоциации на картинки и должны стремиться к тому, чтобы отгадывали как можно меньше участников (но хотя бы один). Счёт идёт на очки, но фишка не в победе, а в самом процессе. У игры есть пиратский клон — «Имаджинариум».
«Мистериум»
«Мистериум».
Очень похож на «Диксит», но более тематичен. По сюжету с медиумами пытается связаться призрак, ставший свидетелем убийства. Сообщить подробности можно с помощью карт ассоциаций. Призрак обязан молчать, медиумы могут совещаться и должны в итоге определить место преступления, виновника и орудие убийства.
Вместо «Мафии»: «Сопротивление», «Находка для шпиона», «Цитадели»
«Мафия» — это всегда бурные эмоции, споры и драматичный финал, но у этой популярной игры есть свои недостатки. Важные решения (куда стрелять, кого проверять) приходится принимать, опираясь только на характер участников и их поведение. Убитые мафией вынуждены скучать до начала следующей партии. Есть игры, лишённые этих недостатков, но всё ещё напоминающие по духу знаменитую салонную игру. Они отлично подойдут для большой компании на празднике и не требуют наличия ведущего. Стрелять по «мирным жителям» можно, основываясь на действиях, а не только словах.
«Сопротивление»
«Сопротивление».
Повстанцы сражаются с тоталитарной империей, но в её рядах действуют шпионы. На каждую миссию общим голосованием собирается команда. Затем её члены тайно выбирают исход миссии. Агенты правительства могут провалить миссию, а могут завоевать доверие ради права на следующие ходы. Для успеха революционеры должны успешно выполнить три задания из пяти.
«Находка для шпиона»
«Находка для шпиона».
Всем участникам игры раздают по карточке. На всех, кроме одной, нарисовано какое-то место: больница, овощебаза или космическая станция. На последней карточке нарисован шпион. Затем игроки по очереди задают друг другу любые вопросы («Куришь ли ты на работе?», «Как тебе наш директор?»). Задача «мирных жителей» — вычислить шпиона. Задача шпиона — понять, где он находится.
«Цитадели»
«Цитадели».
Это уже не совсем «Мафия», но здесь тоже есть тайные роли. Цель игры — построить самые богатые кварталы в городе, собрав нужные суммы монет и найдя хорошие карты со зданиями в колоде. Каждый ход игроки разбирают роли из общей колоды и могут изрядно напакостить друг другу: украсть монеты, лишить хода или снести квартал-другой.
Немного безумия: «Эпичные схватки боевых магов», «Таверна "Красный дракон"», «За бортом»
В этом списке — игры, со стороны кажущиеся немного неадекватными. Всю партию вы будете совершать аморальные поступки и не столько стремиться к победе, сколько мешать остальным добиться хоть чего-нибудь. Подойдут и пьяной, и трезвой компании весёлых и не обидчивых ребят. С детьми в такое играть не стоит: тут и чёрный юмор, и алкоголь, и кровь-кишки во все стороны. Правила уже посложнее, чем в играх выше, но их всё ещё можно понять на лету. В буклете «Манчкина
» (он тоже относится к этой категории) и вовсе написано: нарушайте правила, пока никто не видит.
«Эпичные схватки боевых магов»
«Эпичные схватки боевых магов».
Коротко о сеттинге: мультсериал про Hearthstone
и Magic: the Gathering
на канале Adult Swim. Колдуны собирают заклинания из трёх частей, шарашат друг по дружке файрболами из младенцев и снимают скальпы. За комбинации стихий и удачные броски кубика колдуны получают дополнительные заряды бодрости и могут разжиться артефактами разной степени бесполезности.
«Таверна "Красный дракон"»
«Таверна "Красный дракон"».
Представьте себе финал классического фэнтези. Герои победили страшное зло и уносят в мешках заработанное золото. Что делать дальше? Конечно же, пропить его в таверне! Выбирайте персонажа (полурослик-плут, храбрая паладинка и прочая, и прочая, каждый со своими сильными и слабыми сторонами) и следите за состоянием его здоровья, уровнем опьянения и монетами в кошельке. Цель — остаться последним героем, устоявшим на ногах.
«За бортом»
«За бортом»
. После кораблекрушения вы оказываетесь в шлюпке и вместе с такими же горемыками пытаетесь доплыть до большой земли, попутно воруя вещи из общего сундука, сражаясь за воду и право сидеть под зонтиком. В игре можно красть, шантажировать команду, бить женщин и детей, кормить акул и даже поедать неугодных товарищей.
На двоих: «Каркассон», «Звёздные империи», «Стальная арена»
Не самый частый, но регулярный запрос. Все игры выше подходят для большой компании: от четырёх человек и больше. А если вас только двое? Некоторые игры позволяют играть впятером, но раскрываются именно при игре один на один. Игра вдвоём — это всегда игра на победу, пусть маленькое, но соревнование. Счёт идёт на очки или до уничтожения сил соперника. Я намеренно не включал сюда коллекционные карточные игры и варгеймы, хотя по смыслу они именно в этой категории. Она самая тесная: очень много игр здесь не поместилось, потому что они могут оказаться сложными для новичков (например, Netrunner
или Mage Wars
).
«Каркассон»
«Каркассон».
Бессмертный хит про замки и крестьян лучше всего играется именно вдвоём. Ход за ходом вы по принципу домино составляете из квадратов местности средневековый пейзаж, попутно занимая дороги и постройки своими фишками. За достроенные объекты вы получаете очки. Можно и нужно саботировать строительство противника и пытаться разделить с ним самые «вкусные» замки.
«Звёздные империи»
«Звёздные империи».
Динамичная колодостроительная игра: начиная с карт простеньких истребителей, вы будете собирать в колоду всё новые и новые корабли, нападая с ними на соперника. Карты принадлежат четырём фракциям: одна лучше атакует, другая лечит, третья позволяет добирать карты, четвёртая — избавляться от ненужных. С двумя коробками игры можно играть против «босса», управляемого нехитрым алгоритмом.
«Стальная арена»
«Стальная арена».
В далёком будущем на шестиугольной свалке каждую пятницу собираются роботы и выясняют, у кого титан крепче. Детали валяются повсюду: это и оружие, и броня, и возможности для хитрых передвижений по арене. Каждый модуль — это очко здоровья, и удачная атака лишает противника части возможностей. Модули могут перегреваться и выходить из строя. Полные правила исключают из игры влияние фактора случайности: всё зависит от вашего ума и хитрости.
Если любите Hearthstone и «Гвинт»
— вы уже
фанат настольных игр. Не поленитесь ознакомиться с классикой (в первую очередь Magic: the Gathering
). Но сейчас мы говорим о неколлекционных играх: интересные и сложные механики есть и в обычных карточных настолках. Значительная часть из них никогда на русский язык не переводилась, но есть приятные исключения. Скорее всего, вам понадобится такой же фанат — со случайными людьми в карточные настолки играть попросту скучно.
«Берсерк»
«Берсерк».
Безвременно почившая карточная игра всё ещё прекрасна. Не нужно покупать бустеры — в продаже до сих пор встречаются наборы с несколькими готовыми колодами. Игровой процесс напоминает боёвку King’s Bounty
: перемещение по небольшой арене, удары, активации способностей. Новая инкарнация коллекционного «Берсерка» — уже совсем другая игра, этакий настольный Hearthstone. Она тоже интересная, но в наш список не войдёт.
«Эволюция»
«Эволюция».
Выживает сильнейший! В этой игре вы создаёте популяции животных и добавляете им полезные свойства — всё, чтобы пережить холодную зиму. Количество животных ограничивается размером кормовой базы и хищниками, которых создают сами игроки. А съеденная вашими зверями пища превращается в победные очки. Важно! У этой игры есть две версии, и я строго рекомендую играть в доработанную «Эволюция. Естественный отбор» — она превосходит первую версию и оформлением, и механикой.
Настольная JRPG в миниатюре. Вы расставляете пиксельных человечков на поле 3×3 и атакуете вражеского лидера до победного конца. Игра помещается в кармане, но поражает разнообразием. Каждая карта может быть разыграна пятью разными способами: как лидер, как боец первого ряда, фланга или тыла или же как одноразовое событие-приказ. Второй набор Pixel Tactics 2 полностью самостоятелен и добавляет в игру новых бойцов.
Европейская школа: «Каменный век», Ticket to Ride, «7 чудес»
Европейский (или немецкий) стиль — это, как правило, экономическая игра, где нельзя воевать и вообще вредить противникам напрямую. В ходе партии вы добываете ресурсы, меняете их на товары и победные очки, строите домики. Огород соседа поджечь не выйдет, но конкуренция в таких играх очень сильная. В «Агриколе
» игрок даже получает штраф, если не засадит все клетки овощами или не построит там загоны для скота.
Евроигры обычно оформлены куда скромнее американских настолок, но зато требовательнее к интеллекту. Если вы любите градостроительные симуляторы и стратегии вроде Stronghold
, обратите внимание на эти игры.
«Каменный век»
«Каменный век»
, или «100 000 лет до нашей эры» в предыдущей редакции. Вам достаются пятеро лохматых человечков. Можете отправлять их за деревом, глиной и камнями, а потом строить домики, точить инструменты и охотиться на мамонтов, изобретать колесо. И, конечно, заходить в хижину вдвоём, а выходить уже втроём. Игра очень красивая, особенно фишки ресурсов — маленькие золотые слитки, кирпичики и камни.
На огромной карте (чаще всего Европы или США, но их вышло уже очень много) вы по очереди выкладываете цепочки из вагончиков — или добираете карты, если не хватает на маршрут. Маршруты требуют доставить пассажиров из Москвы в Рим, из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, но путей на всех не хватит — придётся ставить станции и прощаться с частью победных очков.
«7 чудес»
«7 чудес».
Главная механика этой игры — драфт. Трижды за игру вы получаете стопку карт с постройками, выбираете лучшую и передаёте остальные соседу. Другой сосед передает вам свою стопку. И так далее. Здания требуют ресурсов, но при строительстве они не тратятся: если у вас есть карьер, камень не заканчивается. Можно уйти в науку или военное дело и получить дополнительные очки.
А если посложнее? «Генералы: Вторая мировая», «Подземелье», «Кубарем по галактике»
Если вы уверены в себе и своих друзьях, можете начинать сразу с серьёзных игр, но и тут лучше выбрать что-то быстрое. Примерно раз в год-два появляется новая игра со всеми достоинствами масштабных «монстров», только её можно разложить за час-полтора. Axis and Allies
, Descent
, Race for the Galaxy
— увлекательные игры, но я бы не советовал начинать знакомство с настолками с чтения их правил. Игры в списке ниже прекрасно реализуют подобные механики, почти не теряя в глубине. Разбираться всё равно придётся, но уже после первой партии вы поймёте почти все нюансы.
«Кубарем по галактике»
«Кубарем по галактике».
Доступная версия сложной карточной настолки. Разноцветные кубики-рабочие могут колонизировать миры, продвигать улучшения и торговать редкими товарами, но нуждаются в чутком руководстве. Для успеха нужны чёткий план и интуиция: за один ход можно задействовать лишь одну группу рабочих, а чтобы использовать остальных, придётся угадать ход противника.
Тем, кто всегда выбирает высшую сложность в видеоиграх, настольные могут предложить настоящие испытания. Обычно никому не рекомендую начинать с хардкора, но знаю слишком много счастливых историй, в которых «настольное» хобби начиналось с самых сложных игр. Сажать новичков за игру с тридцатистраничным буклетом правил, конечно, не лучшая идея, но одни настолки подходят для этого лучше, чем другие. Все игры в этой группе были опробованы мной на полнейших новичках, и «жертвы» всегда оставались в восторге.
Ужаса Аркхэма
«Тесера»
, крупнейшее русскоязычное сообщество, и boardgamegeek.com
— главный мировой портал о настольных играх. На обоих сайтах есть рейтинг игр, постоянно появляются статьи и сведения о новинках, красочные описания партий. Из блогов отдельно рекомендую заметки
Владимирса из Латвии (зарубежные новинки) и «Две фишки»
(семейные игры и головоломки). У обоих авторов отличный вкус и широкий кругозор.
Я играю в настольные игры уже больше десяти лет и убеждён, что это увлечение подходит если не всем, то очень многим — нужно только найти свой жанр. Настолки — это море веселья, и я только наметил маршрут для вашего круиза. Счастливого пути!