Происхождение шахмат. Презентация на тему "знакомство с шахматными фигурами" Но для боя у полков

Слайд 2

Слайд 3

Происхождение шахмат

Древняя индийская легенда приписывает создание шахмат некоему брамину. За своё изобретение он попросил у раджи незначительную награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую - два зерна, на третью - четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете. Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия.

Слайд 4

В Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. Принципиальных отличий от современных шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

Слайд 5

Арабы преобразовали чатурангу: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём. От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля.

Слайд 6

Приблизительно в 820 году шахматы появились на Руси, придя либо прямо из Персии, либо от среднеазиатских народов. Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат». Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал в Россию в X-XI веках из Италии.

К XV веку шахматы приобрели современный облик.

Слайд 7

Играл в шахматы Иван Грозный (по преданию, он и умер за шахматной доской). При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат.

Слайд 8

К XV-XVI векам шахматные правила в основном устоялись, началось развитие систематической шахматной теории. В 1561 году Руи Лопес издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены этапы партии - дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Он же впервые описал характерный вид дебюта - «гамбит», в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.

Слайд 9

История шахмат

Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс Филидор. Он развил позиционный стиль игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору, это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора, «Пешки - душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой.

Слайд 10

С XVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку. Затем появились национальные турниры в большинстве европейских стран, стали проводиться международные матчи (с1821-ого) и турниры (с 1851-ого).

Слайд 11

Адольф Андерсен стал неофициальным «шахматным королём», его считали сильнейшим шахматистом мира. Впоследствии это звание оспорил Пол Морфи (США). Первым чемпионом мира по шахматам стал Вильгельм Стейниц. Новым чемпионом мира становился тот, кто выигрывал матч у предыдущего.

В 1924 году была создана Международная шахматная федерация (ФИДЕ), первоначально занимавшаяся организацией Всемирных шахматных олимпиад.

Слайд 12

Первый официальный чемпионат мира по шахматам был проведён в 1948 году, победителем стал советский гроссмейстер Михаил Ботвинник.

Теперь компьютер может подсказывать шахматисту даже на соревнованиях самого высокого уровня. Поэтому на турнирах начали использовать специальные меры для защиты от компьютерных подсказок.

Прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат.

Слайд 16

Первым «объединённым» чемпионом мира стал Владимир Крамник (Россия).

В настоящее время чемпионом мира по шахматам является Вишванатан Ананд.

Посмотреть все слайды



История возникновения

  • Шахматы (от перс. «шах мат» - властитель умер) – игра 32 фигурами на 64-клеточной доске для двух партнёров. Цель – поставить мат королю противника. Родина шахмат – Индия. На Руси шахматы появились в 9-10 веках. Эта игра также сочетает в себе элементы науки, искусства и спорта. Способствует развитию фантазии и концентрации внимания, воспитанию характера и воли, приучает логически мыслить. По свидетельству археологических раскопок – игры, связанные с передвижением фишек на доске, были известны ещё в 3-4 веках до н.э. Несмотря на яростное сопротивление первоначально мусульманской, затем и христианской церкви, приравнявшей шахматы к азартным играм в кости, шахматы постепенно становились одной из популярных игр не только среди феодальной знати, но и в народе.


Правила игры

  • Шахматная партия играется между двумя партнёрами, которые поочерёдно перемещают фигуры на квадратной доске, названной «шахматной». Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнёр сделал ход. Цель каждого игрока – атаковать короля таким образом, чтобы партнёр не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать «взятия» короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят что он поставил мат королю партнёра и выиграл партию. Партнёр, королю которого был поставлен мат, проиграл партию. Если партия такова, что никто из партнёров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.



Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!) Он другой не хочет доли – знает только белый путь. А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой, Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой. До конца игры слоны - цвету одному верны.


Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!


Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион, И шаг у Ферзя широк. Ферзь может ходить как Ладья и как Слон И прямо и наискосок. Направо, налево, вперёд и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И, кажется, будто Ферзю тесноват, Доски чёрно-белый простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали – Ты больше внимания Ферзю удели.


Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, Пешка держит путь. Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой. Первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же Пешка бьёт? Бьёт наискосок!.


Король любит гладкий, расчищенный путь: В любую он сторону может шагнуть, Однако легко ты заметишь дружок, Что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле – вот шага длина, Не очень проворен Король – старина. Зато начеку королевская рать – Задача её – Короля охранять. Ведь если б Король беззащитный погиб. Фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: Король всех главней, всех важней, Нет в Шахматном войске важнее вождей.


Не мила Коню неволя, перед ним простор широк. Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок, Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.



Ещё очень важное!!

  • Каждый ход делается только одной рукой!
  • При своём ходе игрок может поправить одну или более фигур при условии, что он сначала заявит о своём намерении.

Законченная партия

  • Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнёра. Это немедленно заканчивает игру, если матовая позиция была достигнута возможным ходом. Партия считается закончившейся вничью по соглашению партнёров и в том случае, если возникала одинаковая позиция трижды. Партия также выигрывается игроком, партнёр которого заявляет, что он сдаётся. Это немедленно заканчивает игру.

Вот посмотрите некоторые изображения

  • Это «космические шахматы»
  • А это фарфоровые шахматы


Одну из подобных легенд я и хочу рассказать. Чтобы понять её, не нужно вовсе уметь играть в шахматы: достаточно знать, что игра происходит на доске, разграфлённой на 64 клетки (попеременно чёрные и белые). Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищён её остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что она изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку. Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый учёный, получавший средства к жизни от своих учеников. Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, - сказал царь. Мудрец поклонился. Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твоё пожелание, - продолжал царь. Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь её. Сета молчал. Не робей, - одобрил его царь. Выскажи своё желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его. Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра, по зрелому размышлению, я сообщу тебе мою просьбу.


Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы. Повелитель, - сказал Сета, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно. Простое пшеничное зерно? - изумился царь. Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать 2 зерна, за третью 4, за четвёртую - 8, за пятую - 16, за шестую - 32 … Довольно, - с раздражением прервал его царь. Ты получишь свои зёрна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моею милостью. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей. Сета улыбнулся, покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца.


За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унёс ли уже безрассудный Сета свою жалкую награду. Повелитель, - был ответ, - приказание твоё исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зёрен. Царь нахмурился. Он не привык, чтобы повеления его исполнялись так медлительно. Вечером, отходя ко сну, царь ещё раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца. Повелитель, - ответили ему, - математики твои трудятся без устали и надеются ещё до рассвета закончить подсчёт. Почему медлят с этим делом? - гневно воскликнул царь. Завтра, прежде чем я проснусь, всё до последнего зерна должно быть выдано Сете. Я дважды не приказываю. Утром царю доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение. Царь приказал ввести его. Прежде чем скажешь о твоём деле, - объявил Шерам, - я желаю услышать, выдана ли, наконец, Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил. Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний час, - ответил старик. Мы добросовестно исчислили всё количество зёрен, которое желает получить Сета. Число это так велико... Как бы велико оно не было, - надменно перебил царь, житницы мои не оскудеют. Награда обещана и должна быть выдана...


Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зёрен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах всего государства. Не найдётся такого числа зёрен и на всём пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажите растопить льды и снега, покрывающие далёкие северные пустыни. Пусть всё пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И всё то, что родиться на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду. С изумлением внимал царь словам старца. Назови же мне это чудовищное число, - сказал он в раздумье. 18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 биллиона 709 миллионов 551 тысяча 615, о повелитель. Т.е зерен.


Такова легенда. Действительно ли было то, что здесь рассказано, неизвестно, - но что награда, о которой говорит предание, должна была выразиться именно таким числом, в этом вы сами можете убедиться терпеливым подсчётом. Индусский царь не в состоянии был выдать подобной награды. Но он легко мог бы, будь он силён в математике, освободиться от столь обременительного долга. Для этого нужно было лишь предложить Сете самому отсчитать себе зерно за зерном всю причитавшуюся ему пшеницу.


В самом деле: если бы Сета, принявшись за отсчёт, вёл его непрерывно день и ночь, отсчитывая по зерну в секунду, он первые сутки отсчитал бы всего зёрен. Чтобы отсчитать миллион зёрен, понадобилось бы не менее 10 суток неустанного счёта. Один кубический метр пшеницы он отсчитал бы примерно в полгода: это дало бы ему всего 5 четвертей. Считая непрерывно в течение 10 лет, он отсчитал бы себе не более 100 четвертей. Вы видите, что, посвятив счёту весь остаток своей жизни, Сета получил бы лишь ничтожную часть потребованной им награды.


ЛИТЕРАТУРА Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. - М.: Из-во «НЦ ЭНАС», Перельман Я.И. Живая математика. М.: Из-во «Наука», Над презентацией работал: Пыльнов Игорь. Учитель математики: Л.И.Кунаева. Класс: 6 «Б». Школа: ГОУ СОШ 511.

Знакомство детей с историей шахмат.

МАДОУ №42, г.Ростов-на-Дону.

Дубченко Т.Ю.

Цель : познакомить детей с историей шахмат

Задачи :

Обучающие :

Познакомить детей с историей появления шахмат;

Расширить знания детей о шахматах как спортивной игре;

Развивающие :

Развивать познавательные действия, и познавательные интересы;

Развивать активную речь детей;

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение между детьми в процессе совместной деятельности.

Оборудование : фигуры шахмат, шахматная доска, видеоряд : индия, мудрец, разнообразные шахматы востока и запада.

Словарная работа : шахматное поле, правители, раджа, мудрец, восток, запад,

1.Воспитатель:

Ребята!

Что вы знаете о шахматах ?

На самом деле являются ли шахматы королевской игрой ?

Вы думаете что да, а я сомневаюсь.

И предлагаю просмотреть слайды, которые помогут нам понять являются ли шахматы королевской игрой или нет?

2. Просмотр презентации « Шахматы »

Комментарии по ходу слайдов.

Какая самая главная фигура в шахматах ? (ответ детей )

Король, а почему?

(Без короля игры не может быть. Вся игра направлена на защиту короля.)

Ребята вы знаете, в какой стране появились шахматы ?

(ответы детей )

3. Индия

(Они появились в Индии, и называлась игра «Чатуранга» .)

Что вы знаете об Индии?

(живут слоны, правители Раджи, живут индийцы) .

4. Рассказ «Притчи о всемогущем Радже и мудреце»

(показ слайдов)

Рассматривание многообразия шахмат востока .

Из каких материалов делали шахматы , как вы думаете? (ответы детей )

Правильно их делали из бивней слонов, из камня, из дерева, из глины.

На востоке правили Раджи, а на западе Короли.

5. Игра «Море волнуется» .

Я предлагаю поиграть в игру «Море волнуется» , но немного по-другому. Вместо морских фигур нужно изобразить фигуры шахматные , но так чтобы мы их могли узнать.

В игре я предлагаю заменить слова «морская фигура - на чудная фигура» , то есть шахматная .

6. Все фигуры располагаются на шахматной доске .

7. Итог. Ребята мы сегодня выясняли : являются ли шахматы королевской игрой ?

И какой мы можем сделать вывод?

(ответы детей )

Правильно шахматы это королевская игра потому, что она впервые появилась у правителей - королей, и главная фигура в шахматах - это король .

Все что вы узнали о шахматах можно рассказать родителям, братьям и сестрам.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Легенда как появились шахматы История шахмат

В одной далекой стране

А страна называется

2000 лет назад жил-был один человек.

Звали его раджа -БАГРАМ, по-индийски «раджа» это король. Он очень любил воевать со своими соседями.

На юге, востоке, западе, севере. Тем самым довел Индию до разорения. Мудрецы ломали голову над тем, как остановить войну.

Был мудрец у раджи Баграма. и придумал он …

Игрушечную войну- ШАХМАТЫ ……

У каждого играющего есть своя армия-могучие слоны, конница,советники,король,солдаты. И побеждает тот, кто хитрее.

Мудрец рассказал об этой игре. Баграму очень понравились шахматы.С тех пор в Индии перестали войны. Велел Баграм своим подданым научиться этой игре и теперь вел бои на шахматной доске. Захотел он отблагодарить мудреца и спросил его,какую бы он хотел получить награду.

Мудрец велел положить на первую клетку шахматной доски одно пшеничное зернышко,на вторую два зернышка,на третью четыре, и на каждую последующую клетку в 2 раза зерна больше. Вот так ты ценишь мою щедрость –обиделся Баграм. Хорошо, я дам тебе столько зерен, сколько ты просишь. Когда слуги подсчитали, оказалось что зерна нужно было столько много, больше чем песчинок в пустыне.

Вот такая легенда. С тех пор в шахматы играют и взрослые и дети.