Кто придумал игральные. Игральные карты

Карты – прямоугольной формы куски материала из сверхпрочного пластика, специально подготовленного картона или тонкой бумаги, с изображением различных мотивов, собранные в набор для использования во множестве карточных игр, в гадании, в магических трюках или для карточных фокусов. Как правило, все карты размером с ладонь, чтобы их было удобно держать в руках.
Полный набор карт называют карточной колодой, колода в которой 32-е карты называется малой колодой игральных карт, колода с 52-мя картами – большой или англо-американской, а карты, которые игрок держит во время игры - его (игрока) карточной рукой. Колода карт унифицирована, одна колода карт может использоваться во множестве разных игр, некоторые из которых включают азартную составную - игру на деньги.
Лицевая сторона каждой карты, как ее еще называют картинка или лицо карты маркирована. Индекс игральных карт включает в себя обозначение силы карты – двойка (с англ. deuce)… пятерка (с англ. five)… десятка (с англ. ten), валет (с англ. jack), дама (с англ. queen), король (с англ. king), туз (с англ. ace) и карточную масть – черва (с англ. hearts - сердца), бубна (с англ. diamonds – бриллианты), пика (с англ. spades - лопаты), трефа (с англ. clubs - дубина). Стиль игральных карт, как правило, у каждой страны свой: есть русская серия игральных карт, французские игральные карты, богатые традиции в итальянских мастеров, у карт из Германии, Швеции, Австрии также есть своя отличительная черта, свой национальный колорит.
Тыльная сторона карт у нас называется рубашкой, в большинстве случаев это простой и одновременно изысканный узор, каждый производитель карт использует свой уникальный рисунок, иногда на обороте карт брендовые изготовители размещают свой логотип. Цвет рубашки у колоды карт редко бывает не синим или красным, иногда зелеными и коричневыми, реже встречаются карты с белым и черным цветом рубашки. В исключительных случаях отличие кардинально, например карты для фокусов «Bicycle» c прозрачной рубашкой или игральные карты с разноцветной рубашкой «Rainbow cards» той же компании «Bicycle».

Карты за предназначением делятся на:

1. Игральные карты – самый распространенный вид карт на нашей планете, 92% населения хоть раз держали в руках одну из них. История игральных карт насчитывает более четырех тысяч лет, самые древние игральные (именно игральные, а не гадальные) карты дошли к нам из Китая и датируются 1400-ым годом до нашей эры. В наше время насчитывается более 10000 основных карточных игр, плюс к этому масса вариаций и разновидностей на основные карточные игры, например, игра Покер насчитывает больше 200-от подвидом, основным из которых является Техасский Холдэм (от англ. Texas Hold"em). Поскольку есть много видов игральных карт, мы их рассмотрим более подробно в следующей главе.

2. Гадальные карты , или самые распространенные среди них есть карты Таро - в зависимости от использованной стилистики, различные знаменитые колоды получили имена:
- египетское Таро - египетские мотивы на картинках карт
- марсельские Таро – карты в французском стиле XVII века
- карты Таро Висконти-Сфорца – карты выполнены в стиле итальянского Ренессанса
- карты Таро Райдера-Уэйта – карты нарисованы в начале ХХ века, это самая популярная колода карт Таро, оставившая множество клонов и потомков за собой
- карты Таро Тота - последний фундаментальный труд мастера Алистера Кроули в котором обобщаются все его познания и убеждения
- карты Таро Ленорман - карты Ленормана также относятся к категории гадальных карт

3. Карты для фокусов или карты для магических трюков (от англ. magic tricks cards) – манипуляции с картами и небольшие карточные магические шоу будут доступны Вам с этими картами. Лучшие карты для фокусов по своим характеристикам, а это - качество, высокое скольжение (что намного упрощает манипуляцию с ними) и долговечность, являются карты компании «Bicycle», этот бренд - безусловный лидер в этой сфере. У нас в магазине Вы можете приобрести магические карты этой фирмы в большом ассортименте. Видео с карточными трюками вы найдете на этих сайтах:
- //www.howtodotricks.com/
- //www.trickmagic.com/
- //www.goodtricks.net/cardmagic.html

4. Карты для пасьянса (от англ. Solitaire Cards Game) – для раскладывания Вашего любимого пасьянса в большинстве случаев подойдут стандартные игральные карты (будь то малая 32-х карточная колода или 52-х карточная большая колода игральных карт, все зависит от типа пасьянса). Для эксклюзивных пасьянсов продаются отдельные колоды с нужным количеством определенных карт по мастям в дополнение к набору идет буклет с правилами для этого пасьянса.

5. Специфические карты – карты, которые могли войти в одну из категорий выше, но по какой-то причини не попали туда, так как акцент сделан не на игру или удобство обращения с ними в карточных фокусах, а именно на их спецификации, делятся на свои подкатегории
- карты для детей – развивающие карты с очень яркими и запоминающимися картинками со сказочными персонажами
- шуточные карты - карты с веселыми картинками, пародиями на известных людей, также сюда относятся политические шаржи и тому подобные
- карты с эротическими фотографиями – эротические карты и карты с порно фото, я думаю, в комментариях не нуждаются

Карты делятся за материалом изготовления:

- картонные карты (с англ. paper playing cards)– стандартные карты, как правило, самые дешевые из всех представленных на рынке. Но помните – хорошие (значит брендовые) бумажные / картонные карты будут служить Вам достаточно долго, так у фирмовых производителей используется тонкий гофрированный и прессованный картон высокого качества.
- карты с пластиковым покрытием (с англ. plastic coated playing cards)– высокотехнологичные карты с нанесенным тонким слоем пластика поверх карты для придания прочности и отменных скользящих характеристик. Опять же, в нашем понятии, карты с пластиковым покрытием ассоциируются с дешевым китайским ширпотребом, что выбрать – 5 колод привезенных из Китая или 1-ну нормальную брендовую – решать Вам.
- пластиковые карты (с англ. plastic playing cards)– самые прочные и долговечные карты среди всех остальных для производства одной колоды пластикових карт используют сверхтехнологичный ПВХ пластик. 100% пластиковые карты с правильным уходом и использованием прослужат Вам до 500 раз больше чем картонные,
- эксклюзивные карты – золотая колода игральных карт, карты с добавками серебра или со вставками из других драгоценных металлов – самые элитные и дорогие карты, но согласитесь, они будут прекрасным подарком для любителя азартных игр.

Игральные карты (на англ. Playing cards). Разноплановая характеристика игральных карт, деление игральных карт по группам, систематизация игральных карт за версией сайта N ashP oker.N et

Игральные Карты по размеру:

- игральные карты стандартного размера или бридж размера (от англ. bridge size) – игральные карты со следующими физическими параметрами: 2.25" x 3.50" – ширина 2.25 дюйма, длинна 3.50 дюйма, это приблизительно 5.72 сантиметра на 8.89 сантиметров.

- покерные игральные карты или карты покерного размера (от англ. poker size) – игральные карты с более широкой основой, ширина карт для покера 2.50" дюйма, высота карт 3.50" дюйма или 6.35 см на 8.89 см.

- карты необычных форм (треугольные, круглые или увеличенные в 5 раз)– эти карты скорее сделаны для веселья, чем для серьезной карточной игры и могут стать отличным и оригинальным подарком для картежника.


Игральные карты делятся за количеством карт в колоде:

- малая колода карт – в колоде 36 карт, правила таких игр как дурак, вист, преферанс, очко, кинг, тысяча допускают игру малой колодой…
- большая колода карт – в колоде 52 карты плюс дополнительно 2 джокера, большая колода карт является необходимым условием для таких карточных игр: покер, бридж, блэкджек, баккара, сека…
- карты под определенную игру – количество карт в таких колодах нестандартно, в такую колоду всегда входят правила данной игры. Например, колода карт для игры в пинокль (с англ. pinocle или pinochle) насчитывает 48 карт – 2 набора десяток, вальтов, дам, королей и тузов, для другой увлекательной игры канасты (от исп. canasta) предполагается двойная большая колода с дополнительными джокерами. Есть еще масса новых карточных игр, зачастую колоды к таким эксклюзивным играм выпускают брендовые производители игральных карт: Modiano, Copag, Bicycle, Piatnik, Bee, Dal Negro, Kem, Fournier.

Игральные карты за размером индекса классифицируются:


- карты со стандартным индексом (на англ. Regular Index или Standard Index) - карты с обычным индексом среднего размера

- карты с большим индексом (на англ. Jumbo Index или Large Index) - игральные карты с оптимальным на наш взгляд размером индекса

- карты с огромным индексом (на англ. Magnum Index или Super Index ) - эти карты сделаны специально для людей у кого плохо со зрением

Игральные карты за количество индексов делятся на:

- (сокращенное обозначение 2 Pips) – один индекс расположен в верхнем левом углу, второй в правом нижнем, такое расположение индексов более привычно для нас и всеобще принято в США, но не учитывает левшей-любителей карточных игр.

- (сокращенное обозначение 4 Pips) – эти карты более распространены в Европе и есть в большом ассортименте у любого европейского производителя игральных карт, будь то Modiano, Piatnik, Dal Negro или Fournier.

Карты делятся по цвету индекса и картинки:

- (от англ. standard color playing cards) – самые распространенные в наше время игральные карты со стандартным цветом индексов и мастей – для червей и бубны предусмотрен красный цвет, для пик и крестей – черный, рисунки старших карт раскрашиваются в вольных цветах.

- четырехцветные игральные карты (от англ. 4 color playing cards) – эти игральные карты понемногу уходят в историю, они были популярны в Европе до середины прошлого столетия, их отличительной чертой являются четыре (вместо двух для обычных карт) зарезервированных цвета для мастей и индексов. Для масти червей предусмотрен красный цвет, за бубны отвечает синий, масти пики соответствует черный цвет, а за крестами зарезервирован зеленый цвет, вальты, дамы, короли и тузы разрисованы в умеренном стиле только в основных цветах.

- двухцветные эксклюзивные игральные карты (от англ. 2 color exclusive playing cards) - особенные и редко встречающиеся игральные карты, могут быть выполнены в одном цвете или двух цветах с разными вариациями оттенков. К этим картам также относятся золотые и позолоченные игральные карты – смотрятся очень эффектно.

Градация игральных карт за цветом рубашки:

- игральные карты с одним основным цветом рубашки – узор рисунка и грани на рубашке карт выполнен в одном цвете, как правило, этим цветом является синий или красный, хотя другие не есть исключениями.
- игральные карты с разноцветным фоном на рубашке – есть игральные карты, где рубашка карт раскрашена во все цвета радуги, возникает очень интересный эффект при тасовании такой колоды, также сюда относятся карты с разноцветным узором на рубашке.
- игральные карты с рисунком на обороте – рисунки на рубашке бывают разными, возможно это что-то нейтральное – цветок, пейзаж, милое животное, картинка автомобиля, кадра с фильма или просто реклама…

Карты за производителем:

- брендовые игральные карты – самые качественные игральные карты Вы сможете найти в линейке у одного из мировых лидеров по производству карт, будь то картонные карты, игральные карты с пластиковым покрытием или 100% пластиковые карты – удовольствие от игры Вам гарантировано. Производители гиганты на рынке игральных карт:
1. Американская компания United States Playing Card Company (сокращенно U. S. Playing Card Co. или USPC) ей принадлежат такие известные бренды игральных карт - Bicycle Bee KEM Hoyle Aviator Congress Maverick Streamline.
2. Итальянская компания Modiano – лидер по производству карт в Европе.
3. Бразильская компания производитель игральных карт Copag – крупный игрок на американском рынке игральных карт.
4. Испанская компания Fournier – производит качественные и приемлимые за ценой игральные карты.
5. Австрийская компания Piatnik - накопленный 150-ти летний опыт по производству игральных карт отразились на качестве продукции, компания Piatnik по праву гордится своими традициями.
6. Еще один представитель итальянской школы изготовителей игральных карт компания Dal Negro – качество, качество и еще раз качество выпущенной продукции.
7... На рынке игральных карт есть масса производителей, но доля этих компаний очень мала...

- не брендовые игральные карты - как правило, игральные карты производства Китай (made in China), название, написанное на коробке, напоминает или созвучно с мировым брендом-производителем игральных карт, качество естественно в разы ниже, конечно это касается и цены.

- игральные карты под заказ – вы можете заказать свою собственную колоду с изображением своих друзей, семьи или ваших коллег. Дизайн может быть как Ваш так и самого изготовителя. Стоимость колоды карт на заказ зависит от количества заказа, чем больше Вам нужно колод с картами – тем ниже цена одной колоды.

Мы рассмотрели основные категории игральных карт и теперь с легкостью можем читать условные обозначения на любой колоде, например:
Пример № 1: Modiano Cristallo red plastic playing cards poker size 4 pips jumbo index – пластиковые игральные карты с красной рубашкой итальянской компании Modiano модель Cristallo, карты покерного размера с четырьмя большими индексами.
Пример № 2: Copag 139 blue plastic coated playing cards poker size 2 pips regular index, что означает – синие игральные карты с пластиковым покрытием бразильской компании Copag марка 139, карты для покера с двумя стандартними индексами.

Надеемся эта статья станет справочником по игральным картам и поможет сделать правильный выбор при покупке игральных карт. Статья - живая, свои пожелания и уточнения присылайте нам на почту...

Микельанджело Меризи да Караваджо (1571-1610) - Шулеры (1594)

Рихард Штраус (1864-1949) - Восход
Увертюра к симфонической поэме "Так говорил Заратустра" (1896)


Статуэтки "Пики, "Трефы", "Черви", "Бубны"
"Nao" Испания - 2000-е годы

Игральные карты - прямоугольные листы из картона или тонкого пластика, используемые для карточных игр. Полный набор игральных карт для игры называется колодой. Кроме того, карты используются для пасьянсов и гадания. А ещё карты - любимый атрибут фокусников.

Открытая сторона карт называется лицом, закрытая - рубашкой. На лице, как и положено, нанесены изображения масти и значения - веса карты в карточных играх. Рубашки всех карт в колоде одинаковы.
Для большинства современных игр используется обычная, так называемая, французская колода (54 карты), либо её урезанный вариант (36 карт). Есть игры, для которых используют специальные колоды.

Наверное, не ошибусь, сказав, что в каждом доме есть хотя бы одна колода обыкновенных игральных карт. Такой привычный утилитарный предмет, но у него, как и у всего, что нас окружает, есть своя история.

Первые игральные карты появились в Восточной Азии: в Китае существуют упоминания игры, в которой использовались продолговатые листы, - они относятся к IX веку - периоду правления в династии Тан (618-917). Позднее игра продолговатыми листами упоминается в Корее и в Японии.
До появления бумажных карт китайцы и японцы использовали плоские продолговатые таблички из дерева, бамбука или даже из слоновой кости. В разных культурах карты принимали различные формы и вид: в Индии, к примеру, играли круглыми картами, которые назывались Ганджифа.


Старинные китайские карты

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты (Прадо - Мадрид)
Достоверных сведений о том, как карты попали в Европу, нет. Но, скорей всего маршрут был таким: из Китая через Индию и Персию в Египет, а уже из Египта в Европу. Собственно, арабы, а точнее, арабские купцы и моряки, как правило, являлись обычными посредниками заимствований из Китая.
В Египте во времена мамлюкского султаната (1250-1517) появились свои карты, которые напоминали современные карты Таро. Запрет Корана на изображение людей мамлюки соблюдали и поэтому наносили на карты только строгие геометрические орнаменты - арабески.

Первые упоминания игральных карт на территории Европы относятся к XIV столетию. Чаще всего эти упоминания связаны с запретом карточных игр в разных европейских странах. Но, несмотря на все запреты, к середине XVI века в Европе в карты играли все от простолюдинов до королей.

Есть версия, что карты, в виде очень близком к современному, придумал некто Жакмен Грингоннер - шут французского короля
Карла VI Безумного. Король страдал душевным расстройством, а потому пребывал в печали и унынии. Чтобы как-то развлечь своего господина, шут занимал его разными карточными играми, которые тоже придумывал сам. Случись это в наше время, Грингоннер мог бы запатентовать свои изобретения и, учитывая популярность карт, несказанно обогатиться. Но дело было в XIV веке, приблизительно в 1392-ом году, поэтому никаких материальных выгод Жакмен Грингоннер не получил, но, именно благодаря ему, современная колода из 54-х карт называется французской.

Поскольку в карты играли шут с королём, то и картам были приданы соответствующие значения. Теперь понятно, почему есть такие карты, как короли и джокеры, и почему самой главной картой стал именно джокер.)))

Все картинки на картах с королями, дамами и валетами соответствовали конкретным историческим и легендарным персонажам.

Средневековая западноевропейская гравюра


Статуэтка "Карточная игра"
Германия - начало XX века

Канон - Canon
Играет ансамбль "Nova era"

Король - игральная карта с изображением короля. Обычно по старшинству стоит выше дамы и соответствует числу 13. В различных играх старшинство короля может сильно различаться.

В средневековой Франции карточных королей ассоциировали со следующими лицами:

Король пик: Давид, библейский царь.
Король червей: Карл Великий, первый император Запада.
Король бубен: Юлий Цезарь, древнеримский полководец.
Король треф: Александр Македонский, создатель одной из крупнейших империй Древнего мира.

При этом список прототипов сильно варьировался: различные мастера подписывали карты с изображением королей различными именами, среди которых фигурировали, в частности, Соломон, Август, Константин Великий и Хлодвиг.

Изначально фигурки на картах изображались в полный рост и только после 1830-го года для удобства игры изображения стали симметричными.


Короли из французской колоды 1813-го года выпуска

Короли из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

Карл I ВеликийГай Юлий Цезарь Александр МакедонскийЦарь Давид
Император Карл Великий - портрет кисти Альбрехта Дюрера (1471-1528).

Цезарь - портрет кисти Питера Пауля Рубенса (1577-1640).

Александр Великий в образе Афины Паллады - портрет кисти Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669).

Царь Давид - портрет (после 1483) кисти Педро Берругете (1450-1503 или 1504).

Дама - игральная карта с изображением женщины. По старшинству обычно стоит ниже короля, но выше валета и имеет числовое значение 12.

В средневековой Франции дамы соответствовали следующим лицам:

Дама пик: Афина, богиня мудрости в древнегреческой мифологии.
Дама червей: Юдифь, библейский персонаж.
Дама бубен: Рахиль, библейский персонаж.

Дама треф называлась "Argine". Происхождение слова точно не установлено. Возможно, это анаграмма латинского слова Regina, означающего Королева, или искажённое Argea (Аргия) - имя, принадлежащее нескольким персонажам древнегреческой мифологии. Иногда даму треф ассоциируют с Гвиневрой, легендарной супругой короля Артура. В неё, согласно эпическим сказаниям, был влюблен рыцарь Артура Ланселот, которому традиционно соответствует валет треф. Но чаще всего французские художники на картах, соответствующих даме треф, рисовали фавориток современного им короля.


Юдифь, выходящая из шатра Олоферна Юдифь, обезглавливающая Олоферна
Сандро Ботичелли (1445-1510) Артемизия Джантилески (1593-1653)

При гадании на картах дама червей обозначает любовь, что не может не озадачивать, зная, с каким персонажем изначально ассоциировали эту карту. Для этого воистину нужно было иметь весьма своеобразное чувство юмора.
Нечто в подобном роде было лет 20 тому назад у нас во Львове: прямо напротив одного из городских отделений милиции находилось кафе под названием "Немезида", где, среди других прочих, обедали сотрудники этого отделения милиции. Сначала ментам нравилось красивое название, но потом им, видимо, кто-то его растолковал и кафе "попросили" переименовать.

Исходя из вышесказанного, дорогие мужчины, когда вам покажется, что вы наконец-то встретили свою червовую даму и вы потеряете из-за неё голову, вспомните, что потеря головы может из фигуральной стать буквальной.)))

В некоторых источниках утверждается, что прототипом червовой дамы была Елена Троянская, более известная как Елена Прекрасная. Конечно, это более подходящий персонаж на роль королевы любви, чем дама с такой активной жизненной позицией, как Юдифь. Но Елена эта тоже, знаете ли, девушка весьма своеобразная. Люди там, понимаешь ли, воюют из-за неё, а она сидит себе дура дурой и ждёт, чем сердце успокоится.


Елена Троянская (1898)
Эвелин де Морган (1855-1919)

Дамы из французской колоды 1813-го года выпуска

Дамы из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

ЮдифьРахиль Диана де Пуатье Афина Паллада
Юдифь - фрагмент картины "Юдифь" (около 1504) кисти Джорджо Барбарелли да Кастельфранко - Джорджоне (1476/1477-1510).

Рахиль - портрет кисти Маурицио Готтлиба (1856-1879).

Диана де Пуатье - фрагмент картины "Туалет дамы - Диана де Пуатье" (около 1571) кисти Франсуа Клуэ (1515-1572).

Афина Паллада - фрагмент картины "Паллада и кентавр" (1483) кисти Сандро Ботичелли (1445-1510).

Имея выбор из множества фавориток французских королей, на роль дамы треф выбрала Диану де Пуатье - фаворитку Генриха II, которая была всю его жизнь его единственной любовью - он влюбился в Диану, когда было ему всего шесть лет - и его официальной фавориткой, будучи при этом на двадцать лет старше короля.

Валет - игральная карта с изображением молодого человека. Имеет числовое значение 11, то есть, ниже дамы и выше десятки.

В средневековой Франции валеты соответствовали следующим лицам:

Валет пик: Хольгер Датский, известный как Ожье Датчанин или Ожье Арденнский (один из героев французских эпических сказаний, в том числе цикла о деяних Карла Великого).
Правда, существует и иная версия, в которой прототипом валета пик является Роланд - знаменитейший из героев французских эпических сказаний о Карле Великом, маркграф Бретонской марки.
Валет червей: Ла Гир по прозвищу Сатана, французский полководец эпохи Столетней войны.
Валет бубен: Гектор, вождь троянского войска.
Валет треф: Ланселот Озерный, рыцарь Круглого стола.


Валеты из французской колоды 1813-го года выпуска

Валеты из разных европейских колод, выпущенных в XX веке

Ла Гир Гектор ЛанселотХольгер
Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир (один из соратников Орлеанской девы - Жанны д’Арк) - портрет кисти Луи Феликса Амьеля (1802-1864).

Гектор - фрагмент картины "Гектор зовёт Париса на битву" кисти Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна (1751-1829).

Ланселот - фрагмент картины "Гвинерва и Ланселот" кисти Герберта Джеймса Дрейпера (1863-1920).

Ожье Датчанин - статуя Ожье Датчанина в замке Кронборг в Дании, рядом с городом Хельсингёр на северо-восточной оконечности острова Зеландия.

В карты играют особы королевской крови...

Уильям Мау Эгли (1826-1916) - Анна Болейн и Екатерина Арагонская за игрой в карты (1852)

В карты играют представители духовенства...

Луиджи Зукколи (1815-1876) - Карточные игроки

Гаэтано Беллей (1857-1922) - Удачливая рука

Жан Жорж Вибер (1840-1902) - Церковь в опасности

Вот уж где, действительно, церковь в опасности.)))

Жан Жорж Вибер (1840-1902) - Гадалка

В карты играют на деньги...

Лукас Лейден (1494-1533) - Игроки в карты (около 1520)

Игрой в карты занимают досуг и коротают время...

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты (Эрмитаж - Санкт-Петербург)

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты и в триктрак (галерея Эгнью - Лондон)

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты (Королевский музей - Антверпен)

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игра в карты

За картами разгораются нешуточные страсти...

Теодор (Дирк) ван Ромбоутс (1597-1637) - Игроки в карты и в нарды. Сражение над картами

Из-за карт разыгрываются настоящие трагедии...

Леон Мари Констант Дансейрт (1830-1909) - Дуэль

В карточной игре обманывают доверчивых простаков...

Жан-Луи Эрнест Мессонье (1815-1891) - Игра в пикет, или Шулеры и простаки

Жорж Дюмениль де Латур (1593-5) - Шулер с бубновым тузом (около 1630), (Лувр - Париж)

За картами приятно проводят время галантные кавалеры и дамы...

Ян ван Олис (1610-1676) - Элегантная компания, или Игроки в карты

Очаровательные барышни...

Джон Эверетт Милле (1829-1896) - Черви козыри

Солидные мужчины...

Гюстав Кайботт (1848-1894) - Игра в карты

Мужчины попроще...

Поль Сезанн (1839-1906) - Игроки в карты

Крестьяне...

Карл Остерзетцер (1850-1914) - Картёжники

И просто влюблённые парочки

Вильгельм Флокенхаус - Играющие в карты

Даты жизни художника, увы, нигде не нашла. Многие сайты предлагают купить постеры с этой картины, весьма небесплатно, но ничего имеющего отношения к биографии художника нигде нет.

Статуэтка "Пара, играющая в карты"
Германия - середина XX века

О картёжниках и об игре в карты фильмов снято много, особенно, в конце 90-х и в 2000-х годах. Те, кто любит кино, знают эти фильмы. Я же привожу в сюжете только старые зарубежные фильмы, которые были сняты до 1990-го года и которые стали знаменитыми. Фильмы эти сняты в разных жанрах: в жанре драмы и в жанре комедии и в них снимались очень известные артисты.


Цинциннати Кид (1965) - художественный фильм производства США

Большой куш для маленькой леди (1966) - художественный фильм производства США
В главных ролях - Генри Фонда и Джоан Вудворт

Афера (1973) - художественный фильм производства США
В главных ролях - Пол Ньюмен и Роберт Редфорд

Покер Алиса (1987) - художественный фильм производства США
В главной роли - Элизабет Тэйлор

Блеф (1976) - фильм производства Италии

Туз (1981) - фильм производства Италии
В главной роли - Адриано Челентано

Фрагмент фильма "Туз" (1981) производства Италии
В роли Ассо - Адриано Челентано
Статуэтка "Картёжники"
Италия - конец XX века

Azzurro - Лазурь
Поёт Адриано Челентано

Лазурное небо этим вечером слишком голубое. Я сажусь в поезд и еду к тебе, но поезд моих желаний идёт в противоположном направлении...

Статуэтка "Игроки в карты"
Италия - конец XX века

Гадание на картах распространилось практически одновременно с игрой в карты. Особенно это дело полюбилось цыганкам и стало, что называется, их основным профессиональным умением.
А сколько книжных и оперных гадалок леденили душу своими зловещими предсказаниями!


Джузеппе Верди - сцена гадания Ульрики из оперы "Бал маскарад"
Ульрика - Ирина Богачёва
Фрагмент оперного спектакля Большого театра СССР из фильма-концерта Ленинградского телевидения "Поёт Ирина Богачёва" (1971)

February 6th, 2015

Казалось бы, что может быть проще и привычнее игральных карт? Подошел в любой киоск союзпечати и купил колоду. Обычно это будет колода не очень хорошего качества, зато с рисунками Шарлеманя (выполненными еще в XIX веке!) - атласные карты (на рисунке ниже).

Конечно, еще есть люди, предпочитающие пользоваться более дорогими колодами мировых брендов, предназначенными для покера или бриджа. Но в любом случае - колода карт - это предмет довольно обычный в современном обиходе.

В то же время с игральными картами связан целый ряд мифов и просто откровенных глупостей. Например, миф о том, что карты являются «библией дьявола», или что они произошли от загадочных карт таро, или что их придумали цыгане, чтобы обманывать простой люд, или евреи, чтобы вводить христиан в искушение азартными играми.

А еще тут можно вспомнить и попытки разнообразных оккультистов поставить в соответствие четырем мастям четыре стихии или увязать . Но чуть подробнее я бы хотел остановиться на мифе, в соответствии с которым масти объявляются символами орудий крестной смерти Христа:


  • трефы - это, конечно, сам крест. Тут, кстати, снова возводят поклеп на евреев, на языке которых «трефа» означает «нечистота», т.е. что-то типа: «клятые евреи наш Крест нечистым называют!».

  • пики - естественно, копье, которым сотник Лонгин пронзил сердце Спасителя.

  • бубны - гвозди, которыми Иисус был прибит к кресту.

  • червы - губка, пропитанная уксусом, которую дали Христу.

При этом еще и слово «козырный» выводят из слова «кошерный». В общем, как обычно, евреи во всем виноваты, они пособники дьявола, а играть в карты - значит, не ведая того, богохульствовать.

И вот, настоящая небольшая статья призвана развеять эти мифы и показать читателю основные вехи истории игральных карт.

Итак, кто же придумал игральные карты?

Китайцы. Как множество других вещей.

Китайцы первыми изобрели бумагу, соответственно и возможность делать приспособления для азартных игр из бумаги появилась именно в Китае.

Исторически в Китае имеется несколько типов игральных карт. На одних китайских игральных картах изображены фигуры китайских шахмат сянцы (точнее, иероглифы), на других - костяшки домино, на третьих - монеты. Последний тип так и называется «монетные карты».

А теперь внимание! Именно от «монетных карт» и произошли европейские игральные карты.

Так что давайте рассмотрим китайские монетные карты детально.

Колода китайских монетных карт выглядит непривычно для нас с вами. В такой колоде три (или четыре) масти, в каждой из которых девять (как вариант - десять) карт:

1. Монеты. Девять карт: от одной монеты до девяти монет.

2. Связки монет. Причем в каждой связке - сто монет. Девять карт: от одной связки (100 монет) до девяти связок (900 монет).

А что за связки монет?

Дело в том, что в Китае монеты были дырявыми (см. рисунок ниже):

А переносились монеты путем их нанизывания на веревки. По нашим временам - неудобно, а тогда - вполне себе ничего. Выглядело это примерно так:

3. Десятки тысяч монет. Изображаются такие количества монет уже не рисунками, а иероглифами. И снова девять карт: от 10000 монет до 90000 монет.

Итак, в китайских монетных картах масти находятся в иерархическом отношении, а каждая следующая масть получается умножением предыдущей масти на 100:


  • 1 -> 100 -> 10000

  • 2 -> 200 -> 20000


  • 9 -> 900 -> 90000

Или в табличном виде:
Монеты Связки монет Десятки тысяч (символы)
1 100 10000
2 200 20000
3 300 30000
4 400 40000
5 500 50000
6 600 60000
7 700 70000
8 800 80000
9 900 90000

А теперь давайте посмотрим, как китайские монетные карты выглядят. На рисунке ниже представлена часть колоды китайских монетных карт одного из типов (этих типов очень много, и в них даже я не разбираюсь).

Сверху вниз: монеты, связки монет, десятки тысяч монет.

Как видим, связки монет тут больше похожи на каких-то червяков, а на картах масти «десять тысяч» изображены забавные человечки (достоинство карты обозначают не они, а иероглифы сверху).

Обычно обозначения достоинства и масти китайских монетных карт еще более стилизованны, и понять, что изображено на карте, может только игрок или специалист.

Вот еще не самый сложный рисунок:

Подскажу: монеты - в середине, сверху - десятки тысяч, снизу - связки монет.

Помимо приведенного рисунка вы можете увидеть масти китайских монетных карт в такой игре, как маджонг. В этой игре, внешне больше похожей на домино, а по сути - на карточную игру румми, тоже есть три масти:


  • точки (это монеты);

  • бамбуки (связки монет по сто);

  • символы (десятки тысяч монет).

Выглядит это так:

Сверху вниз: точки, бамбуки, символы.

Кстати, особенностью монетных карт является то, что каждая масть в колоде не одна, как в привычных нам игральных картах, а несколько.

Причем, в маджонге такая же ситуация: там костяшек каждой масти четыре набора. Вот для иллюстрации полный набор маджонговых «точек»:

Вообще, в случае маджонга мы видим некое обратной движение маятника: раньше на картах изображали домино, а теперь на домино - карты...

Также интересно отметить, что в Европе тоже могут играть не одной, а несколькими колодами сразу, например, при игре в те же румми или при раскладывании пасьянсов.

Теперь о символизме мастей и об их происхождении. В древней европейской колоде было четыре масти: монеты, палки, кубки и мечи. Замечу, что эти масти сохранились сегодня в Италии и Испании. Вот эти масти (на примере троек):


И, как, возможно, заметил внимательный читатель, масть «монеты» явно происходит из Китая. И это, действительно, так.

Масть «палки» («дубинки») - тоже из Китая - это, так сказать европейское переложение китайской масти «связки монет».

Но откуда же взялись «мечи» и «чаши»?

Дело в том, что в Европу игральные карты попали не непосредственно из Китая.

Европейцы переняли карты не у китайцев, а у арабов. Скорее всего, в Европу попали так называемые мамлюкские игральные карты , распространенные тогда в Египте (именно мамлюки там в то время и правили). Произошло это в XIV веке. В Европе игральные карты даже назывались изначально арабскими словами - наиби, нейп.

В мамлюкских игральных картах уже было четыре масти: монеты, палки для поло, чаши и ятаганы.

Возможно, чаши - это просто арабская трактовка китайской масти «десятки тысяч». Но, может, и нет. «Мечи» же (ятаганы), по всей видимости, придуманы арабами.

Именно арабы ввели в колоду и так называемые придворные карты - всем знакомые Король, Дама и Валет. У арабов это были, соответственно: Султан, Первый визирь, Второй визирь. В ряде колод была еще четвертая придворная карта - некий «помощник».

Конечно, можно строить множество всяких гипотез о том, почему арабам понадобились новые масти и придворные карты, о том, по какой причине они решили переделать китайские монетные карты. Можно даже приплести сюда всякую мистику типа суфийских орденов или каких-нибудь каббалистов, которые тайно проживали среди арабов. Но, на мой взгляд, тут речь просто о том, что потребность именно в такой колоде была обусловлена правилами карточной игры, которые сложились в арабской культуре.

Как же выглядели мамлюкские игральные карты? Вот схематичные изображения придворных карт мамлюкской колоды:

Сверху вниз: монеты, палки для поло, чаши, ятаганы. Слева направо: султан, визирь, второй визирь.

Реально мамлюкские карты выглядели вот так:

На рисунке выше представлены три придворные карты масти «палки для поло». Слева направо: султан, визирь, второй визирь.

Итак, в XIV веке в Европу попали мамлюкские карты, которые были изменены в соответствии с европейской культурой. Как арабы переделали когда-то под себя китайские игральные карты, так и европейцы приспособили карты арабские к собственным потребностям.

Масти при этом практически не изменились (разве что ятаганы стали мечами, а палки для поло - просто палками), а вот рисовать карты стали по-европейски (в Европе не было запрета на изображение живых существ в отличие от мусульманского Востока). Придворные карты соответственно изменились на Короля, Рыцаря и Пажа (Оруженосца), плюс/минус Дама.

А в XV веке в Европе (а именно, в Италии) появились карты таро. Они произошли от обычных игральных карт путем добавления козырей (обычно козырей 21 штука) и особой карты под названием «Дурак».

Так что не игральные карты произошли от карт таро путем упрощения, а карты таро произошли от обычных игральных карт путем усложнения.

Причем созданы карты таро были именно для игры, а вовсе не для гаданий или передачи некоей оккультной мудрости. Играли с помощью карт таро в игру под названием «Триумфы». Триумфами изначально назывались и сами эти карты (слово «таро» возникло много позже).

Кстати, вот интересный момент, показывающий, что сходные элементы в разных культурах могут развиваться похожим образом: помимо очковых карт в таро есть еще и козыри. На этих козырях мы видим разные аллегорические изображении и в том числе добродетели.

Вот три добродетели из так называемого «марсельского» таро (в других типах колод таро могут быть иные наборы добродетелей):

А в маджонге тоже помимо «очковых костяшек» (точек, бамбуков и символов) имеются костяшки с аллегориями добродетелей:


  • красный дракон - умеренность;

  • зеленый дракон - процветание;

  • белый дракон - доброжелательность, искренность и сыновняя почтительность.

Вот эти драконы:

А вот более традиционное их изображение (иероглифическое):

Как же появились знакомые нам символы мастей - бубны, трефы, черви и пики? Такие масти, кстати, принято называть французскими.

В общем-то, не трудно догадаться, что французские масти являются ни чем иным как упрощением и стилизацией исходных мастей (итало-испанских, в Италии и Испании, напомню, они используются до сих пор). Таким образом:


  • монеты превратились в бубны;

  • палки - в трефы;

  • чаши - в червы;

  • мечи - в пики.

Причем, по-видимому, французские масти произошли от итало-испанских не прямо, а через немецкую систему мастей (бубенцы, желуди, сердца, листья):

  • монеты - бубенцы - бубны;

  • палки - желуди - трефы;

  • чаши - сердца - червы;

  • мечи - листья - пики.

Или в виде рисунка:

Очевидно, что вывод о происхождении французских мастей от немецких вполне логичен, учитывая, что немецкие масти проще итало-испанских, но все еще являются полноценными рисунками, а не упрощенными знаками.

Итак, давайте подытожим:


  1. Игральные карты были изобретены в Китае.

  2. У китайцев их переняли арабы. У арабов - европейцы.

  3. Символы мастей (итало-испанские, немецкие, французские) не имеют никакого отношения ни к оккультизму, ни ко всякой дьявольщине.

  4. Карты таро - это особая форма игральных карт, которая создана на основе обычных игральных карт.

Надеюсь, было интересно.

Вот так выглядит современная популярная колода карт. Создана она в 1860-1870х годах Адольфом Шарлеманем по заказу карточной российской фабрики. На основе популярных французских карт. Не каждый знает, что каждая фигура в колоде имеет свой прообраз. Но об этом позже.

Происхождение игральных карт

Колода обычных игральных карт произошла . В XIV – XV веках это было самое модное увлечение в Европе. А в пользование у европейцев среднего и низкого уровня пошли карты Младшего Аркана. Со временем их количество снизилось и вместо 56 карт стало 52. Куда делись 4 карты? В картах Младшего Аркана есть такие фигуры как Король, Дама, Рыцарь и Валет. Посчитали, что по градации иерархической лестницы и возрастной, Рыцарь и Валет не сильно-то отличаются, потому оставили лишь Вальтов. А так как игры бывают разные и по сей день, то и колоды все так же иногда использовали с 2,3,4,5 –ками, а иногда и без. Т.е. в колоде 36 карт. А теперь подробнее.

Первые переделанные игральные карты

В 1392 году шут французского короля Карла VI Безумного по имени Жакмен Грингоннер развлекал его частенько карточными играми. И, чтобы обрадовать его, создал свою собственную колоду на основе существующих. В качестве персонажей колоды он рисовал известных личностей. Эта колода очень напоминала современную, с одним лишь отличием: изначально там не было дам, были короли, рыцари и пажи. И еще шут нарисовал сам себя! Так появился джокер в колоде (созвучно с Жакмен). Хотя, возможно, шут в эту колоду перешел всего лишь со Старшего Аркана карт Таро. Все масти теперь были переименованы и изменены. Денарии карт Таро превратились в бу-бей, а затем в бубны, кубки (чаши) – в масть черви, жезлы - в кресты, а позднее в трефы (фр. пер. – клевер, трехлистник), мечи - в пики.

Итак, король червей изображён как Карл Великий, король бубен – Юлий Цезарь, трефовый – Александр Македонский, а пиковый – царь Давид. Т.е. эти карты были похожи на своих персонажей и подписаны, остальные нет.

Позже и валеты были перерисованы в известные личности. Валет червей – это французский рыцарь Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир, известен как верный соратник Жанны д’Арк; бубновый валет – это Роланд, лучший витязь короля Карла Великого, из «Песни о Роланде», позже Гектор де Марэ, брат Ланселота и тоже рыцарь Круглого Стола; трефовый – Ланселот Озерный из легенд о короле Артуре; пиковый – Ожье Датчанин, храбрый соратник Карла Великого.

Продолжнение следует...

Изобретение этого развлечения, неиссякаемого источника радостей и печалей, приписывается и хитроумным египтянам, и фаталистам-индийцам, и жизнерадостным грекам в лице Паламеда. Однако при раскопках если и находили «инструментарий» азартных игр, то в основном в виде костей-кубов шестигранной формы.

Принято считать, что первые карты появились позднее, в XII веке в Китае. Мастера по части заполнения своего досуга, придворные аристократы, обнаружили в рисовании маленьких картинок с аллегорическими знаками животных, птиц и растений сначала эстетическую забаву. Потом - удобный способ передачи тайной информации в деле дворцовых и любовных интриг. А позднее - возможность рискованных игр с всесильным Фатумом.

Но куда популярнее египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них - «Младшие Арканы» - стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 «Старших Аркана» вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского «та рош» («путь царей»), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта.

Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

Согласно третьей версии (европейская версия), обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

Как раз в это время Европа стала осуществлять крупные военные экспедиции на Восток - крестовые походы (1096-1270), причем впервые европейцы открывали для себя новую и уже высоко развитую культуру. Возвращаясь домой, крестоносцы не забывали прихватывать с собой поразившую их экзотику: легкий фарфор, тончайший шелк, расписные веера и, разумеется, очаровательные миниатюры на плотной рисовой бумаге для фокусов и гаданий.

Однако прошло еще немало времени, пока карточные игры не стали распространенным явлением. Во всяком случае, первое упоминание в хрониках о сарацинской игре «наиб» (араб. «naib» - карты) относится ужу к последней четверти XIV столетия. Характерно, что в полном соответствии с арабским звучанием слово «карты» по-итальянски «naibi»; по-испански «naipes»; по-португальски «naipe» (связано это было с оживленной торговлей с арабскими странами и тесным контактом с тамошними купцами, известными своей страстью расплачиваться за товар «по воле случая», т.е. по принципу незабвенного Ноздрева).

В других же европейских странах твердо установилось иное однокоренное слово: во Франции - «carte», в Германии - «Karten, SpielKarten», в Дании - «Kort, SpelKort», В Голландии - «Kaarten, SpeelKarten», в Англии - «card».

В конце XIV - начале XV века карты изготавливались непосредственно художником и по индивидуальному заказу. Естественно, его производительность была невысока, и только с изобретением гравюры печатание карт принимает широкие масштабы.

Одновременно складываются три основных типа игральных карт: итальянские, французские и немецкие. Все они имели различия как в мастях, так и в самих фигурах.

Итальянский тип карт возник вместе с изобретением игры «тарок». Эти карты, выполненные как гравюры на меди, были весьма своеобразными. В нормальном, или «венецианском», тароке колода состояла из 78 карт, масти делились на чаши, динарии, мечи и палицы. Каждая масть заключала в себе 14 карт: король, королева, рыцарь, валет, очковые карты от десятки до шестерки, туз мечей, очковые карты от пятерки до двойки. Остальные карты в количестве 21, начиная от Фигляра и кончая картой, называвшейся Свет, являлись козырями, или Триумфами. Наконец, была еще одна карта, носившая название Дурак (кстати, прообраз будущего Джокера). Во Флоренции же выпускались карты в количестве 98 штук, где к обычным Триумфам были добавлены грации, стихии и 12 созвездий.

Существует предположение, что колода - не случайный набор карт. 52 карты - это количество недель в году, четыре масти - четыре времени года. Зеленая масть - это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды. В средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелеными листьями, которые при печати карт упростились до черных пик. Красная масть символизировала красоту, север, духовность. На карте данной масти изображали кубки, чаши, сердца, книги. Желтая масть - это символ интеллекта, огня, юга, делового успеха. На игральной карте изображали монету, ромб, зажженный факел, солнце, огонь, золотой бубенчик. Голубая масть - символ простоты, порядочности. Знаком этой масти был желудь, скрещенные мечи, шпаги.

Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их крайне неудобными для игры.

Не было единообразия в карточных мастях. В ранних итальянских колодах они носили названия «мечей», «кубков», «денариев» (монет) и «жезлов». Похоже, как и в Индии, это было связано с сословиями: дворянством, духовенством и торговым классом, в то время как жезл символизировал стоявшую над ними королевскую власть. Во французском варианте мечи превратились в «пики», кубки - в «черви», денарии - в «бубны», а «жезлы» - в «кресты», или «трефы» (последнее слово по-французски означает «лист клевера»). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это «лопаты», «сердца», «бриллианты» и «дубинки», а в Италии - «копья», «сердца», «квадраты» и «цветы». На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: «желуди», «сердца», «колокола» и «листья». Что касается русского слова «черви», то оно произошло от слова «червонный» («красный»): понятно, что «сердца» изначально относились к красной масти.

Карты мамлюков. Десятка кубков, тройка кубков, первый советник кубков, второй советник кубков

Колода Hofämterspiel отражает политическую ситуацию в Центральной Европе в середине XV века. Вместо мастей взяты гербы четырех наиболее влиятельных королевств того времени: Франции, Германии, Богемии и Венгрии. Одноглавый орел представляет «regnum teutonicum» королевство Германию (в отличие от двуглавого орла, представляющего Священную Римскую Империю).

ТУТ подробнее про нее.

Ранние карточные игры были достаточно сложными, ведь помимо 56 стандартных карт в них употреблялись 22 «Старших Аркана» плюс еще 20 козырных карт, названных по именам знаков Зодиака и стихий. В разных странах эти карты называли по-разному и так запутали правила, что играть стало просто невозможно. К тому же раскрашивались карты от руки и стоили так дорого, что их могли приобрести только богачи. В XVI веке карты радикально упростились - из них исчезли почти все картинки за исключением четырех «старших мастей» и шута (джокера).

Карты итальянского типа в конце XIV века появляются во Франции, а уже при Карле VII (1403-1461) появляются карты с собственными национальными мастями: сердце, серп Луны, трилистник и пика. А в конце XV столетия во французских картах окончательно устанавливается тот тип мастей, который употребляется до сих пор: черви (coeur), бубны (carreau), трефы (trefle) и пики (pique). Начиная с этого времени французские карты приобретают устойчивый тип, для которого характерны такие фигуры: Давид - король пик, Александр - король треф, Цезарь - король бубен, Карл - король червей, Паллада - дама пик, Аргина - дама треф, Рашель - дама бубен, Юдифь - дама червей, Гектор - валет бубен, Ожье - валет пик, Ланцелот - валет треф и Лагир - валет червей. Это тип карт дошел до Французской революции 1789-1894 гг.

Новое республиканское правительство поручает не кому-нибудь, а самому прославленному в это время живописцу Ж.Л. Давиду (автору известной картины «Смерть Марата) создать новые рисунки карт. Вместо королей Давид изобразил гениев войны, торговли, мира и искусств, дам заменил аллегориями свободы вероисповеданий, печати, брака и промыслов, а вместо валетов нарисовал фигуры-символы равенства состояний, прав, обязанностей и рас. Именно во Франции первоначально появились формы четырех мастей: листья плюща, желуди, бубенчики, сердца. Весьма правдоподобно предположение, что французские масти являются символами рыцарского обихода: пика - копье, трефа - меч, бубна - герб или орифламма (знамя, штандарт), черви - щит.

На этих картах французской «колоды на ногах» (1648 год) изображения подписаны их именами.

Необходимо также сказать о том, что на протяжении многих веков карты были „одноголовыми“, т.е. фигуры на них изображались в полный рост. Первые карты, не имеющие „верха“ и „низа“, „двухголовые“, выпустила Италия в конце XVII века. В это время эти карты большого распространения не получили. Затем подобная попытка была сделана в Бельгии, а в начале XIX века такие карты стала выпускать Франция.

Традиционная колода. Германия

Традиционная колода. Швейцария

Кстати, Традиция пышно украшать пиковый туз пошла от того, что во времена правления короля Якова I Английского (1566-1625) был издан указ, согласно которому на тузе пик (поскольку эта карта первая в колоде) необходимо было печатать сведения о производителе и его логотип. На этот же туз ставили особую печать, свидетельствующую о выплате особого налога на карты.

Помимо этих основных типов карт в различных европейских странах выпускались так называемые „тематические“ карты. Существовали „педагогические“ колоды, обучавшие игроков географии, истории или грамматике. Пользовались успехом карты-иллюстрации к драмам Шекспира, Шиллера, Мольера. В „игрушках для взрослых“ нашли отображение геральдика, хиромантия и даже мода. Например, в середине прошлого века во Франции печатались карты, на которых одежда королей, дам и валетов представляла собой новейшие модели сезона…

К XIII веку карты уже были известны и популярны во всей Европе. С этого момента история развития карт становится более ясной, но довольно-таки однообразной. В средние века и гадания, и азартные игры считались греховными. Кроме того, карты стали популярнейшей игрой во время рабочего дня – страшный грех, по мнению работодателей всех времён и народов. Поэтому с середины XIII века история развития карт превращается в историю связанных с ними запретов.

Например, во Франции в XVII веке домохозяева, в чьих квартирах играли в азартные карточные игры, платили штраф, лишались гражданских прав и изгонялись из города. Карточные долги не признавались законом, а родители могли взыскать крупную сумму с человека, выигравшего деньги у их ребёнка. После французской революции были отменены косвенные налоги на игру, что стимулировало ее развитие. Изменились и сами „картинки“ - поскольку короли были в опале, то вместо них принято было рисовать гениев, дамы теперь символизировали добродетели - иными словами, новое социальное устройство пришло и в карточную символику. Правда, уже в 1813 году валеты, дамы и короли вернулись на карты. Косвенный налог на карты для игры был отменен во Франции лишь в 1945 году.

В России карты появились в начале XVII столетия. Крупнейший русский критик и историк искусства В.В. Стасов считал, что карты попали к славянским народам от немцев, не отрицая, однако, что роль главной посредницы в этом деле сыграла Польша. Но каким бы путем ни попали игральные карты в Малороссию или Московию, распространились они чрезвычайно быстро. Из законодательных памятников впервые упоминает о картах и их бесспорной вредности для общества Уложение 1649 года. Более века карточные игры преследовались в России законом, а пойманные на горячем игроки подвергались различным наказаниям, пока в 1761 году не последовало установление о разделении игр на запрещенные - азартные и разрешенные - коммерческие.

Указом 1696 г. при Петре I предписывалось обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты,»… и у кого карты вынут, бить кнутом». Эти карательные санкции и подобные последующие были обусловлены издержками, связанными с распространением азартных карточных игр. Наряду с ними существовали так называемые коммерческие карточные игры, а также использование карт для показа фокусов и раскладывания пасьянсов.

Развитию „невинных» форм применения карт способствовал указ Елизаветы Петровны от 1761 года о разделении употребления карт на запрещаемое для азартных игр и дозволяемое для игр коммерческих. Не совсем ясен путь проникновения карт в Россию. Скорее всего, они получили распространение в связи с польско-шведской интервенцией в период Смутного времени начала XVIII в.

Карточная игра, находившая радушный приём в боярских домах и дворцовых палатах, безусловно запрещалась для простого народа. В 1648 году, вскоре после воцарения Алексея Михайловича, последовал царский указ, направленный на искоренение вредных обычаев и верований, всё ещё державшихся в среде городского и особенно сельского населения. В указе подробно перечислялись многочисленные прегрешения, требовавшие немедленного искоренения:

«… Сходятся многие люди мужсково и женсково полу по зорям, и в ночи чародействуют, с солничнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громное громление (в грозу) на реках и озерах куплются, чают себе от этого здравья, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаки пляшут, зернью (костями) и карты, и шахматы, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плесание, и поют бесовские песни; и на Святой недели жонки и девки на досках скачут (на качелях), а об Рождестве Христове и до Богоявленьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякий бесовския игры…».

Надо отметить, что наряду с азартной карточной игрой под запрет попадали и такие совершенно невинные забавы, как катание на качелях!

Указ 1648 года вводил целый комплекс мер по борьбе с карточной игрой и прочими «неустройностями». Его предписывалось «многожды» зачитывать по торгам, списки с него «слово в слово» рассылались в наиболее крупные сёла и волости, дабы «сей наш крепкий заказ ведом был всем людям» и никто не смог бы потом отговориться его незнанием.

Скоморошьи одежды, хари и маски, музыкальные инструменты, шахматные доски и колоды карт предписывалось отбирать и жечь, а в отношении людей, замеченных в нарушении указа, воеводам велелось «где такое безчиние объявится, или кто на кого такое безчиние скажут, и вы б тех велели бить батоги; а которые люди от такова бесчиния не отстанут, а вымут такие богомерские картные игры и другие, и вы б тех ослушников велели бить батоги; а которые люди от того не отстанут, а объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные (т.е. пограничные) городы за опалу». Да и самим воеводам, дабы они не манкировали с выполнением указа, делалось строгое внушение: «А только ты по сему нашему указу делать не станешь, и тебе быть от нас (царя Алексея Михайловича) в великой опале»

Надо полагать, что первоначально указ выполнялся со всей присущей ему жесткостью, и не одному картёжнику ободрали плетьми или палками спину на торгу. Но согласно поговорке «жестокость законов на Руси смягчается возможностью их неисполнения», действие этого указа постепенно сошло на нет – в основном из-за физической невозможности его исполнения.

Очередной и весьма ощутимый удар по игральным картам был нанесён в следующем, 1649 году. Составители знаменитого «Уложения» царя Алексея Михайловича отнесли карточную игру и её последствия к преступлениям сугубой уголовщины, жестоко караемым увечьем и смертью. В издании «Уложения» 1649 относящаяся к «картной игре» статья помещена в главе «о разбойных и татиных делах».

«А которые воры, – сказано в этой статье, – на Москве и в городах воруют, карты и зернью играют, и, проигрывая, воруют, ходя по улицам, людей режут, шапки срывают и грабят…», то таким следовало, после допроса с пыткой, «чинити указ (приговор) тот же, что писано выше о татех (разбойниках), то есть сажать в тюрьму, конфисковывать имущество, бить кнутом, урезывать уши (в последующем издании «Уложения» – пальцы и руки) и смертью казнить».

Отнесение карточной игры к составу серьёзного преступления оказало большое влияние на торговлю игральными картами. Сохранившиеся таможенные книги показывают, что после 1649 года привоз карт, например, в Великий Устюг, сократился вдвое против прежних лет, а после 1652 года вообще прекратился. Но прекратилась ли картёжная игра?

Специальными именными царскими указами 1668 и 1670 был введён особый режим в Кремле: людям различных чинов – от стольника и ниже – было строжайше запрещено въезжать в Кремль на лошадях, играть в азартные игры во время выходов государя в соборные церкви, при появлении царя предписывалось стоять без шапок «мирно и немятежно».

Значительные государственные расходы на ведение военных действий требовали постоянного поиска новых источников доходов. Сохранился любопытный документ, относящийся к концу царствования Алексея Михайловича и свидетельствующий, что в среде московской администрации, вероятно, убедившейся в неискоренимости карточной игры, возникла счастливая мысль обратить её в источник государственного дохода. Московское правительство и ранее неоднократно так остроумно поступало, сменив жестокое преследование употребления водки и табака на монопольную казённую торговлю этими товарами, к вящему приращению казны.

Упомянутый документ является грамотой, данной в Сибирь туринскому воеводе Алексею Беклемишеву в 1675 году. Оказывалось, что из Тобольска в Москву перед тем «писали воевода Пётр Годунов да дъяк Михайло Постников, что они (неизвестно на каком основании) отдали в Тобольске зернь и карты на откуп», иначе говоря, разрешили за счёт казны и под её прикрытием открывать игорные дома. (Заметим в скобках, что вместе с картами предприимчивый воевода отдавал на откуп и «безмужних жён для блуда» – и все ведь для блага казны!)

Соблазнительной инициативе Годунова и Постникова захотели последовать и многие другие города «тобольского разряда». Из Верхотурья и Сургута воеводы писали, «чтоб им по тому же зернь и карты отданы были на откуп». На эти простодушные писания великий государь указал: в Тобольске и прочих городах «зернь и карты отставить и откуп с зерни и карт из оклада выложить». Грамота предписывала сделать то же и воеводе туринского острога, Беклемишеву, даже и в том случае, если бы он по примеру Тобольска и по «отпискам» Годунова зернь и карты уже отдал на откуп. Зная нравы местных управителей, легко находивших лазейки в указах, царская грамота особенно указывала: самого «откупщика, будет он вдруг прислан из Тобольска, а не туринский жилец, и его из Туринска выслать, а впредь заказ учинить крепкий».

Преследование карточной игры сводилось не только к запретительным указам. В 1672 году по приказанию Алексея Михайловича лютеранский пастор Иоган Готфрид Грегори устроил в Преображенском новую театральную храмину, и в ноябре перед царем было дано первое представление – комедия «Артксерово действо». Вслед за этим последовали новые постановки комедийного и нравоучительно характера. Известность приобрела пиеса «История или действие евангельския притчи о блудном сыне», сочиненная Симеоном Полоцким. Постановка эта замечательна тем, что к ней была издана своего рода театральная «программка», в которой на рисунках были показаны сцены из действия, сопровождавшиеся пояснениями. По сюжету блудный сын, получив из рук отца часть имения, уходит из дома и начинает разгульную жизнь. Он нанимает множество слуг, играет в зернь и карты, вяжется с любовницами и, наконец, проматывает всё своё имение.

На одной из картинок этой «программки» блудный сын показан играющим за столом в карты и зернь в окружении игроков. Это – самое раннее изображение карточной игры в России.

После смерти Алексея Михайловича в 1676 году гонения против картёжников значительно смягчились. В царских указах, рассылавшихся на места, уже не было прежних застращиваний игроков увечьями и казнями за самый факт карточной игры; вся угроза ограничивается неопределённым выражением – «заказ чинить крепкой». Ввоз игральных карт в Россию возобновился и даже существенно увеличился, только в Великий Устюг в 1676-1680 годах их завезли 17136 колод.

Вскоре после разрешения карточных игр в России возникает собственное производство игральных карт. Уже в 1765 году правительства Екатерины II установило налог как на привозные игральные карты, так и на карты отечественного производства, причем пошлина на заграничные карты была в два раза выше. Печатание игральных карт в России было отдано на откуп, т.е. находилось в частных руках и приносило откупщикам, продававшим в год в среднем около одного миллиона колод, приличные доходы. Деньги же, полученные в результате налогов, поступали в пользу Воспитательных домов. И вот на землях родового поместья князей Вяземских (П.А. Вяземский - один из потомков этого древнего рода - был близким другом А.С. Пушкина), у села Александрово под Петербургом, аббат Оссовский, получив от правительства денежную помощь, построил в 1798 году корпуса Александровской мануфактуры, ставшей в начале XIX века одним из крупнейших предприятий России. После года работы мануфактура перешла в казну и была подарена Павлом I Воспитательному дому. В 1817 году управляющий мануфактурой А.Я. Вильсон предложил Опекунскому Совету открыть при мануфактуре карточную фабрику. Была составлена записка, которую 12 октября 1817 года утвердил Александр I. Правительство собиралось получить громадную прибыль, т.к. фабрика с монопольным правом производства карт устраняла всякую конкуренцию со стороны. Решение не давать откупов, срок которых истекал в 1819 году, и запрет на ввоз карт из-за границы предоставляли казне возможность назначить за карты любую продажную цену.

В 1819 году фабрика выпустила свою первую продукцию. За этот год было изготовлено 240 тысяч колод, которые стали продаваться по всей Российской империи (в 1820 году выпуск карт возрос до 1380 тысяч колод).

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия. Понятие «атласные» в середине 19 века относилось к технологии их изготовления. Атлас - это особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах.

Вернемся же к нашему вопросу о картах пушкинской эпохи («Пиковая Дама» была написана в 1833 году). В это время и вплоть до 1860 года на оборотной стороне карт имелось изображение пеликана, кормящего двоих детей мясом собственного сердца. Этот аллегорический знак пояснялся надписью: «Себя не жалея, питает птенцов». Становится понятной ироническая фраза одного из героев рассказа Н.С. Лескова «Интересные мужчины»: «Чтобы не заскучать - сели под вечерний звон „резаться“, или, как говорится, „трудиться для пользы императорского воспитательного дома“. А польза была. В 1835 году дюжина колод обходилась в 12 рублей, а продавалась за 24. К середине 50-х годов карт производилось в три раза больше, чем выпускали откупщики в 1818 году, прибыль же возросла в 4,5 раза и составляла 500 тысяч рублей в год.

Интересующие нас карты этого времени имели характер народных лубочных картинок (художники-профессионалы к деятельности фабрики еще не привлекались). Они изображали смешных немецких рыцарей на конях, размером с пони, и большеголовых неуклюжих дам. Например, пиковая дама при своем желании не могла испугать игрока до сумасшествия, как это произошло с впечатлительным Германном. Но тем очевиднее проясняется гениальный замысел Пушкина, построившего интригу повести на внешнем несоответствии забавных карточных персонажей с их скрытой роковой ролью.

Знакомые нам сегодня изящные рисунки карт без верха и низа родились благодаря таланту академика живописи А.И. Шарлеманя. В 1860 году ассортимент фабрики невероятно расширился: стали производиться карты уменьшенных размеров, пасьянсные, дорожные, детские, учебные и гадальные. Но чем интенсивнее развивалось производство, тем „архаичнее“ выглядели рисунки на картах во вкусе народного примитива.

Будучи историческим живописцем и баталистом, А.И. Шарлемань пробует себя в разных областях искусства. Он делает иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина и других известных писателей, выполняет эскизы для Императорского Фарфорового завода и помимо этого создает оригиналы для игральных карт. Заслуга художника состоит в том, что ему, талантливому рисовальщику и знатоку истории, удалось найти верный тон в решении образного строя всех карт. Благодаря ему игральные карты стали отличаться своеобразным стилем и целостностью образов-символов.

Продукция фабрики с успехом демонстрировалась на Всемирных промышленных выставках в Париже в 1867 и 1878 годах. В 1893 году игральные карты с рисунками Шарлеманя были представлены на Всемирной выставке в Чикаго и получили бронзовую медаль и почетный диплом.

Созданные новые эскизы карт не имели собственного названия и не назывались Атласными. Само понятие «атласные» в середине 19 века относилось не к рисунку или особому стилю карт, а к технологии их изготовления. Самим словом атлас назвали тогда, да и сейчас называют особый сорт гладкой, глянцевитой, блестящей шелковой ткани. Бумага, из которой тогда изготовляли карты, была шероховата, с пятнами и разводами, плохо проклеена, нередко имела разную толщину в листе. Для придания картам улучшенного вида бумага, на которой они печатались, предварительно натиралась тальком на специальных талечных машинах, работа на которых была чрезвычайно вредна для здоровья. Карты, изготовленные на атласной бумаге, не боялись влаги, при тасовании хорошо скользили и стоили дороже. В 1855 году дюжина колод атласных карт стоила 5 рублей 40 копеек, наравне с золотообрезными картами, изготовлявшимися вручную для императорского двора.

А.И.Шарлемань . Игральные карты пасьянсные.1862.

Рисунки Шарлеманя использовались при изготовлении атласных карт, карт первого и второго сорта, а также карт «Экстра» уже в 30-х годах 20 века. Постепенно вся карточная продукция стала изготавливаться на атласной бумаге, и собственное название Атласные прочно закрепилось за картами Шарлеманя. В «Прейс-Куранте розничных цен на 1935 год» Государственной Карточной Монополии, находившейся в ведении Народного Комиссариата финансов, колода карт «Атласные» в 52-53 карты стоила 6 рублей.

Интересный вопрос – а кто был прообразом карточных персонажей? Русские карточные фигуры анонимны, но французские карты, послужившие основой для работы Шарлеманя, имеют свои точные имена, которые писались и до сих пор пишутся прямо на картах. Карл Великий, король франков, возглавлял червовую масть; пастух, певец и древнееврейский царь Давид – пиковую; Юлию Цезарю и Александру Македонскому были отданы бубновая и трефовая масти. Дамой червей стала героиня библейской легенды Юдифь, а особо знаменитой в России пиковой дамой – греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Бубновая масть традиционно ассоциировалась с богатством, сам символ бубновой масти, который мы привыкли видеть в виде ромба, до сих пор называется «diamond» – алмаз.

Игральные карты дорожные. 1870-е По оригиналам А.И.Шарлеманя Петербург. Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме. Собрание А.С.Перельмана

В 16 веке даме бубен придали черты Рахили, героине библейской легенды о жизни Иакова. По легенде, она была женщиной жадной, что вполне соответствовало ее новому карточному положению. Образ дамы треф стал собирательным. Ее стали изображать в виде, говоря современным языком, секс-бомбы, к которой намертво пристало прозвище Аргина, царственная. Это словцо стало столь популярным, что все королевы, а также фаворитки и любовницы французских королей за глаза назывались этим именем. В образе валетов вошли в историю Этьен де Виньель, рыцарь времен Карла VII (черви), благородный Ожье Датский (пики), один из рыцарей Круглого стола Гектор де Маре (бубны) и наконец сам сэр Ланселот, старший рыцарь Круглого стола (трефы). Во времена императрицы Елизаветы Петровны и русские игроки называли карты по именам. Поэт В.И.Майков в поэме «Игрок ломбера» смело бросает на стол Огиера – валета пик.

С конца XVIII века начался настоящий карточный бум, охвативший всю русскую культуру. Например, Державин в молодости жил в основном на выигранные в карты деньги, а Пушкин в полицейских донесениях значился не как поэт, а как „известный на Москве банкомет“. Азартные Некрасов и Достоевский нередко проигрывали последние копейки, а осторожный Тургенев предпочитал игру „на интерес“. В тогдашнем светском обществе, особенно провинциальном, чуть ли не единственным развлечением были карты и связанные с ними скандалы.

А.Е. Бейдеман Игральные карты. Бумага, акварель,тушь, перо

Постепенно карточные игры разделились на коммерческие, основанные на четком математическом расчете, и азартные, где всем правил случай. Если первые (винт, вист, преферанс, бридж, покер) утвердились среди людей образованных, то вторые (сека, „очко“, штосс и сотни других, вплоть до безобидного „подкидного дурака“) безраздельно царили среди простонародья.

Традиционная колода. Италия

На Западе „умственные“ карточные игры, тренирующие логическое мышление, были даже включены в школьную программу. Впрочем, карты стали служить и для совсем уж неинтеллектуальных занятий. Если на них изображены голые девицы, тут не до бриджа. Но это совсем другая игра.

Надо сказать, за столетия появлялось немало желающих модернизировать карточные изображения, заменив их на зверей, птиц, предметы обихода. В политических целях выпускались колоды, где в роли королей выступали Наполеон или германский император Вильгельм. А в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти - „серпы“, „молоты“ и „звезды“. Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как „атрибуты буржуазного разложения“.
Итак, в какие же карты мы сейчас обычно играем?

А.И.Шарлемань. Игральные карты. Картон, тушь, перо,акварель,гуашь. Собрание А.С.Перельмана

1875 год. Атласные карты, выполненные по эскизу А.Шарлеманя

Рисунки карточных фигур с монограммой Шарлеманя выполнены в натуральную величину карточной колоды. Созданы по заказу карточной фабрики в 1860 - 1870-е годы и до сих пор остаются самыми известными и популярными карточными рисунками в России.

Источники
http://ta-vi-ka.blogspot.com/
http://www.jokercards.ru
http://lizi-black.com

А вот давайте все таки подробнее поговорим, кто такие , ну а так же вспомним . Сюда же можно добавить такую тему, как Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -