Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста. Картотека: интеллектуальные игры в старшем дошкольном возрасте Все об интеллектуальных играх дошкольников

Интеллектуальная игра для детей 5-7 лет «Молодое дарование»

Цель:
создать условия для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста, с ярко выраженными способностями.
Задачи:
1. Способствовать закреплению полученных знаний и умений;
2. Развивать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, логическим и художественным содержанием;
3. Проявлять настойчивость, умение точно следовать инструкции целеустремленность, взаимопомощь, находчивость и смекалку;
4. Стимулировать к самостоятельному поиску необходимой информации, решению проблемных ситуаций;
5. Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.
Оборудование: конверты с занимательными задачками, видео с картинками из сказок, мольберт, фломастеры, иллюстрации геометрических фигур, призы.
Ход игры:
Ведущий: Добрый день. Мы рады видеть вас сегодня на нашей интеллектуальной игре «Молодое дарование». В игре принимают участие команда старшей группы №1 и команда старшей группы №2. Я прошу команд представиться и поприветствовать друг друга.
(Приветствие команд и капитанов)

Команда «Почемучки»
«Мы пытливые умы,
Мы с вопросами на ты».
«Почему» - вопрос любимый,
Помогает, нам расти."

Команда «Знайки»
«Если много хочешь знать,
Много должен ты читать».
Наш девиз: «Не унывать!
Всё пройти и всё узнать»!

Ведущий: Для подведения итогов по каждому заданию нами выбрано жюри: (представление членов жюри) .Наша игра состоит из пяти заданий.

1 задание « В гостях у сказки»:

В этом задании командам необходимо ответить на 10 вопросов. На это задание отводится ограниченное количество времени: по 2 минуты для каждой команды. По окончанию времени звучит звуковой сигнал. За каждый правильный ответ на вопрос команды получают по 1 очку.

Вопросы для команды «Почемучки»:

1. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка).
2. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок).
3. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)
4. Вредная старуха из русских народных сказках? (Баба - Яга)
5. Маленькая девочка живущая в цветке?(Дюймовочка)
6. Деревянная кукла с длинным носом. (Буратино)
7. В какой сказке карета превратилась в тыкву? (В «Золушке»)

8. Злой хозяин кукольного театра с длинной бородой. (Карабас-Барабас)
9. На каком виде транспорта ехали медведи в сказке «Тараканище»? (На велосипеде)
10. Чем крокодил тушил синее море в сказке «Путаница»? (Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.)
Вопросы для команды «Знайки»:
1. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)
2. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)
3. Вредная старуха с крысой. (Шапокляк)
4. Зеленый друг чебурашки? (Крокодил гена)
5. Кто проглотил мочалку в сказке «Мойдодыр»? (Крокодил)
6. Какой подарок принесли Мухе-Цокотухе блошки? (Сапожки)
7. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
8. Как звали трех поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)
9. Как звали бабушку, от которой сбежала вся посуда? (Федора)
10. Сколько пудов шоколада просил слон для своего сына в сказке «Телефон»? (Пять или шесть.
Ведущий: пока наше жюри подводит итог первого задания, мы с вами споем песенку «Выглянуло солнышко», которая поднимет нам настроение.
2задание. «Занимательные задачки в волшебной коробочке»
Ведущий:
Каждый ребенок из команды по очереди достает из коробки конверт с задачкой. Ведущий читает задачу, а ребенок, который тянул конверт, отвечает, если же он не может ответить, ему помогает команда. За каждый правильный ответ без помощи команда получает 2 балла, а если участнику помогли с ответом, то тогда команда получает 1 бал.
1. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?
2. В лесу росла береза. На ней росли яблоки: 1 зеленое, 2 красных, 1 желтое. Сколько всего яблок на дереве?
3. Над площадкой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего?
4. Какое сейчас время года?
5. Перечисли все зимние месяцы?
6. Сейчас утро или вечер?
7. Какие еще части суток вы знаете?
8. Сегодня четверг, а завтра?
9. Назови дни недели, начиная с понедельника.
10. Какой твой любимый день недели? Который он по счету?
11. Кто стоит справа от тебя?
12. Кто стоит сзади?
13. Чем измеряют время?
14. Чем измеряют температуру?
15. Чем можно измерить длину или высоту?
16. Чем измеряют вес?
Ведущий: Молодцы команды, справились с заданием. Пока наше жюри подводят итоги, мы объявляем конкурс загадок для болельщиков:
1. Самое длинношеее животное. (Жираф)
2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)
4. Длинноухий трусишка. (Заяц)
5. Красивый, но несъедобный гриб. (Мухомор)
6. Самая большая ягода. (Арбуз)
7. Цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. (Ромашка)
8. Рыжие грибы со звериным названием. (Лисички)
9. Что наступает после зимы? (Весна)
10. 2. Когда с деревьев облетают листья? (Осенью)
11. 3. Самое жаркое время года. (Лето)
12. Самый короткий месяц в году. (Февраль)
13. Снежное время года. (Зима)
14. Черная лесная ягода. (Черника)
15. Фрукт, похожий на лампочку. (Груша)
16. Какие ягоды любит медведь? (Малину)
3 задание «Конкурс капитанов»
Ведущий: Капитанам команд предлагается выполнить два задания.
Первое задание - логические задачки. Капитанам надо внимательно послушать задачу и ответить на поставленный вопрос:
1. Антон и Никита играли разными игрушками – машинкой и пирамидкой. Антон пирамидкой не играл. Чем играл каждый из мальчиков?
2. Саша и Егор пили чай из чашек разного цвета: желтой и красной. Саша пил чай не из желтой чашки. Из какой чашки пил чай каждый из мальчиков?
Второе задание - видео вопросы. Капитанам будет показано по 6 картинок, на которых изображены герои разных сказок. Ваша задача назвать эти сказки.
Ведущий: Пока счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура, я объявляю музыкальную паузу.
Ведущий: Слово для объявления результатов 3 задания предоставляется жюри.

4 задание. «Умные фигуры»

Ведущий: Командам предлагается задание на зрительную память. Команды смотрят на плакат с изображением геометрических фигур 30 секунд, затем предлагается по памяти нарисовать такое же изображение на мольберте.
Ведущий: Музыкальная пауза. Слово предоставляется жюри, по итогам 4 задания.
5задание. « Сказочная гостья»
Ведущий: В этом конкурсе вас ждет сюрприз вести его, будет сказочный персонаж. Отгадайте: какая пушкинская сказочная героиня за ювелирную работу и вокальное мастерство получила от хозяина жилище из чистого хрусталя и почетный караул. (Белочка из «Сказки о царе Салтане».)
Вбегает белочка.
Белочка: Правильно угадали! Здравствуйте! Я к вам пришла на игру и приготовила очень трудные вопросы:
1. У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у нее внуков? (один)
2. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг)
3. Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок?
4. Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
5. Над лесом летели две рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
6. Что едят крокодилы на северном полюсе?
7. На полке стояли детские книжки. Подбежала собачка взяла одну книжку, потом еще, потом еще две книжки. Сколько книг прочитала собака?
8. Заяц пригласил на Новый год двух медведей, трех ежей. Сколько приборов он должен поставить?
9. Кто громче замычит – петух или корова?
10. Какой цвет волос у Колобка?
Белочка: Молодцы ребята, справились с заданием! А теперь пока жюри подводит итоги, мы поиграем в мою любимую игру «Кривое зеркало» я буду показывать движение, а вы выполняют движение наоборот (например, вед. наклоняется вправо, а дети - влево, наклоняется вперёд, а дети назад и т.д.)
Подводятся итоги интеллектуальной игры и Белочка награждает победителей.

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в развитии не безграничны. Но практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания.

Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще. Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, очень важна игра. Игра не только дает простор для творчества детей, но и стимулирует их интеллектуальное развитие. Для детей старшего дошкольного возраста – от пяти до семи лет - важно предлагать игры такого типа, которые дают возможность повышения мыслительных способностей ребенка, умение анализировать, выделять главное, сравнивать.

Интеллектуальные игры для детей этого возраста должны научить малыша принимать определенное решение и выбирать из различных вариантов, а также умению отстаивать свою позицию.

«Поиграйте со своим ребенком»

Игры на развитие восприятия

Восприятие - познавательный процесс, формирующий

субъективную картину мира.Это выделение наиболее

характерных для данного предмета или ситуации качеств,

Составление на их основе устойчивых образов (сенсорных

эталонов) и соотнесение этих образов- эталонов с предметами окружающего мира. Восприятие является основой мышления и практической деятельности, основой ориентации человека в окружающем мире, обществе. Для детей дошкольного возраста развивать восприятие лучше всего в процессе игры, которую родители могут предложить ребенку в домашних условиях.

Восприятие формы : «Узнай предмет на ощупь»

Для проведения игры необходимо положить в плотный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы, катушку, наперсток, шарик, кубик, конфету, карандаш и др. Задание ребенку: определить на ощупь, что это за предметы.

Восприятие цвета : «Подбери пару по цвету»

Необходимо найти пару предметов одного цвета. В процессе игры нужно составить пять логических пар из десяти различных предметов.

Восприятие времени : Игра основана на вопросах и ответах. Позволяет научить воспринимать такие характеристики времени как время суток, время года, течение времени (быстро, долго, часто, редко, давно, недавно, вчера, сегодня, завтра)

Вопросы ребенку:

Какое сейчас время суток? Как ты догадался?

Какое сейчас время года? Почему ты так думаешь?

Что бывает чаще, день или неделя?

Что растет быстрее цветок, дерево или человек?

Восприятие пространства : «Найди игрушку» Взрослый ставит игрушку в определенное место, ребенок определяет местоположение данной игрушки (в комнате, на столе, справа/слева от...,ниже/выше... и т.д

Восприятие величины : Попросить ребенка расставить игрушки по величине, собрать большие и маленькие игрушки отдельно друг от друга. Сравнить карандаши по длине. Нарисовать дорожки разной длины.

Игры на развитие памяти

Память ребенка – это его интерес. Она представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. Предложенные в данном разделе игры способствуют развитию памяти ребенка, обучат логическим приемам запоминания.

Игры на развитие двигательной памяти.

Развивающая игра "Кукловод"

Вариант 1. Взрослый - "кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек - "кукловод", другой - "кукла".

Развивающая игра "Пуговица"

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Игра "Сложи узор ".

Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).

Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

Игра "Фотоаппараты"

Игра на развитие памяти и внимания.

1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.

2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.

Игры на развитие внимания

Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, и эти игры помогут его развить.

Развивающая игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Игра развивает слуховое внимание ребенка.

Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

Игра "Топ-хлоп".

Игра на развитие внимания, памяти.

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

«Перепутанные линии»

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

«Где что?»

Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.

Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.

«Зеркало»

Играть в эту игру лучше в паре. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого.

Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами.

Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.

«Пальчик»

Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженее (а значит, и интереснее) будет игра. Для этой игры ребенку обязательно нужен партнер - желательно сверстник. Если такого нет, роль партнера может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр.), который слегка подыгрывает малышу.

Перед игрой на столе раскладывается в два ряда 10-20 картинок с изображением различных предметов. Полюбовавшись картинками и уточнив название не слишком знакомых предметов, вы обращаете внимание играющих на то, что у каждого из них один палец на руке называется указательным, потому что он указывает на что-то. "В этой игре, - сообщаете вы, - указательный палец будет указывать ту картинку, которую я назову. Кто первый правильно поставит на картинку свой указательный палец, тот ее и получит".

Потом вы сажаете напротив друг друга двух играющих малышей и просите поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их, пока они не найдут нужную картинку. Основное требование игры - искать картинку глазами, а не руками (так стимулируется умственная активность). Движение - указательный жест - является лишь последним этапом решения задачи. Ограничительное правило - держать палец у края стола - помогает ребенку удержаться от лишних движений руками.

Затем вы торжественно произносите слова: "Кто из вас раньше найдет и покажет пальчиком... ромашку (верблюда, чайник, зонтик и пр.)?" И наблюдаете, кто первым укажет нужную картинку.

Игры на развитие воображения

Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. Для этих игр можно использовать практически любые предметы, они не занимают длительного времени. Для организации игр можно использовать практически любой момент из жизни ребенка.

«Закорючки»

Лучше играть вместе с ребенком. Нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

«Оживление предметов»

Необходимо предложить ребенку представить себя и изобразить новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

«Дорисуй картинку»

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы.

«Имитация действий»

Варим суп. Попросить ребенка показать как вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

Игры на развитие мышления

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Предлагаемые игры помогут научиться детям рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными словами, самостоятельно мыслить.

«Бывает - не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

«Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

«Что будет, если…»

Ведущий задает вопрос - ребенок отвечает.

"Что будет, если я встану ногами в лужу?"

"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.

«Неоднозначные ответы»

Заранее обдумайте вопросы на которые возможны неоднозначные ответы. Когда ребенок ответит на ваши вопросы, возможно вы будете очень удивлены. Такого ли ответа вы от него ожидали?

Маленькие примеры:

«Шерсть у нашей кошки очень….» ;

«Ночью на улице очень…»;

«У людей есть руки, для того чтобы …».;

«Я заболел потому, что …»

«Что на свете колючее?»

Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок....

Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории "колючих вещей".

Можно поиграть и с другими свойствами. "Что на свете холодное?", "Что на свете круглое?", "Что на свете липкое?". Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно. Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу, допустим, "колючих вещей" все новые и новые объекты.

Блиц - турнир: «Готов ли Я к школе?»

Успешно справиться с учебной нагрузкой старший дошкольник может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития. Психологическая готовность к школьному обучению - целостное и многокомпонентное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, личностной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Подготовка детей к школе – задача комплексная, которая охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других. Для подготовки ребенка к школе важную роль играет не только укрепление здоровья, работоспособность, но и развитие мышления, любознательности, воспитание нравственно-волевых качеств, умение слушать и следовать указаниям взрослых.
Одним из показателей готовности к школе является интеллектуальная готовность – показатель уровня познавательной сферы ребенка. Здесь выделяют функции внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Уже в школе ребенку потребуются умения сравнивать, анализировать, обобщать знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главным выступит компонент, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации. Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти. Для определения уровня запоминания, дается набор слов: месяц, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, окно, весна, сын. Ребенок, послушав весь этот ряд, повторяет те слова, которые он запомнил. Может использоваться повторное воспроизведение – после дополнительного зачитывания тех же слов – и отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания. Волевая готовность – нужна для адаптации дошкольника к школьным условиям. Он должен научиться ставить цели и выполнять задания, следуя плану действий, развивать усидчивость при выполнении поставленных задач. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям. Отсюда следует, что развитие произвольности к целенаправленной деятельности определяет во многом школьную готовность ребенка. От того, насколько хорошо ребенок подготовлен к школе дошкольным периодом, будет во многом зависеть, его вхождение в новый режим школьной жизни, его успехи в учёбе. Эффективность предшкольного образования, во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игровые технологии. Игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества: внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного типа обучения. Поэтому представления, получаемые в игре, оказываются не пассивным багажом, а прочными знаниями, которыми ребёнок продолжает активно пользоваться в реальной жизни.
Для этого я предлагаю провести со старшими дошкольниками «Блиц- турнир».
Цель: Изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), волевой регуляции, логического мышления.
Задачи:
1. Выявить среди дошкольников воспитанников с ответами низкого уровня;
2. Содействовать повышению уверенности в себе;
3.Учить воспитанников действовать сообща в команде;
4. Формировать интерес ребёнка к сверстникам – партнёрам по взаимодействию.
Адресат: Воспитанники подготовительных к школе группы.
Организация занятия: Блиц – турнир проводится в учебной или игровой зоне. Воспитанники делятся на команды.
Структура блиц – игры :
- ритуал приветствия команд;
- момент объяснения правил;
- игровые формы взаимодействия;

Награждение команд.
Планируемый результат:
- анализ и синтез полученной информации, закрепление имеющихся знаний, умение работать в команде.
Ход занятия
Психолог: - Ребята, для того, чтобы ваши успехи в школе были на высоком уровне, я предлагаю Вам сыграть в игру «Блиц - турнир» и проверить свои знания, а также сверить и оценить ответы своих друзей. Все вы знаете ответы на мои вопросы, но они будут заданы в такой форме, что вам придется только внимательно слушать. А главное – это логика и воображение. За каждый правильный ответ я буду награждать фишками и в конце турнира, мы сможем оценить и выбрать победителей. Будьте внимательны.

1. Что здесь лишнее: -роза, тюльпан, клен, ромашка?
2. Что здесь лишнее: -лось, кролик, волк, кабан?
3. Что здесь лишнее: -автобус, трамвай, машина, лодка?
4. Что здесь лишнее: -береза, клен, тополь, малина?
5. Что здесь лишнее: -тетрадь, стакан, книга, карандаш?
6. Назови одним словом: -машина, метро, корабль, самолет?
7. Назовите одним словом: -ель, акация, дуб?
8. Назовите одним словом: -груша, слива, абрикос, банан?
9. Назовите одним словом: -Таня, Гриша, Коля, Аглая?
10. Какое животное дает нам белый напиток?
11. Какой день недели стоит перед средой и после понедельника?
12. Сколько всего месяцев в году?
13. Утром люди завтракают, а вечером?
14. Какая цифра стоит после 7 в порядке убывания?
15. Какя цифра стоит после 5 в порядке возрастания?
16. Назовите второй весенний месяц?
17. Назовите второй осенний месяц?
18. Почему слон не берет пищу руками?
19. Маленькая кошка это котенок, а маленькая собака ….., …..а овечка…., а поросенок?
20. Что больше 1+4 или 4+1?
21. Во дворе гуляли 5 щенят, а в миске лежало 4 сосиски, как разделить на всех щенят?
22. На яблоне висело 5 груш. Одна груша упало, сколько осталось?
23. По морю плавало 7 машин. Две утонули, сколько осталось?
24. В небе летело шесть цыплят. Три цыпленка устали и вернулись обратно. Сколько цыплят долетело?
25. Какая геометрическая фигура не имеет углов?
26. Сколько линей нужно провести в кругу, чтобы получить 4 дольки?
Ну, а теперь мы подведем итог и узнаем, кто у нас самый умный ученик, а также какая группа оказалась наиболее подготовленной к школе. (Этап награждения победителей). Ребята, спасибо всем за участие. Желаю успехов в учебе!

2 4 249 0

Развитие детей – одна из самых важных задач, которая стоит перед родителями. Каждый ребенок стремится к познанию уже с самого рождения. Очень важно в этот момент не только позволить малышу узнать мир, но и правильно направить его активность.

Ребенок в 4 года должен уметь:

  • выполнять простые движения за родителями;
  • находить отличия между предметами;
  • складывать пирамидку по цветам;
  • начинать считать и решать простые логические задачи.

Именно в этом возрасте нужно развивать интеллект, мышление, воображение.

Использование игр позволит делать это просто и интересно. В этой статье мы сделали подборку самых интересных и развивающих игр для вашего малыша.

Вам понадобятся:

Познавательные игры для детей

Они позволяют не только концентрировать внимание и тренировать память, но и узнавать новые вещи и их названия. Эти игры включают большой арсенал всевозможных задач, выступающих как средство развития познавательной активности. Выполняют важную обучающую функцию.

Разложи по цвету

Есть четыре группы, в которых представлено большое количество предметов: цветы и растения, дома, игрушки, звери и другие. Все они находятся вместе, то есть, перемешаны.

  • Ребенку предлагают все эти предметы разных цветов;
  • Он должен рассортировать их все по цветовому признаку;
  • После того, как он это сделает, нужно назвать цвета. Можно также проверить названия предметов.

Родители могут спросить, какой они формы, большие или маленькие.

В конце игры было бы неплохо вознаградить ребенка. Сладостями или каким-нибудь небольшим подарочком.

Кто где живет

Ребенку нужно определить, где проживает тот или иной зверек. Обычно для этой игры требуются дополнительные карточки с изображениями разных животных и местами их обитания.

  • Перед ребенком раскладываются карточки, изображающие природные условия и места обитания животных;
  • Даются карточки с изображениями зверей, птиц, насекомых;
  • Малыш должен положить каждого зверька на туда, где он живет;
  • После родители проверяют с малышом полученный результат.

Для игры можно использовать и натуральные фигурки животных, если есть игрушечные места их жительства. Например, вольер для лошадки, озеро или пруд для жабки, будка для собаки и так далее.

Часть и целое

Проводится на природе. Можно задействовать всю семью, родственников, друзей. Все становятся в круг, в центре ведущий с мячиком.

  • Центральный по очереди бросает мяч каждому участнику и называет какую-то деталь;
  • Игрок должен поймать мяч и назвать предмет, к которому относится деталь (крыло – птица, листик – дерево, лепесток – цветок);
  • Если ребенок замешкается или называет предмет неверно, то нужно подождать, пока назовет нужный;
  • Выигрывает тот, кто даст больше всего правильных ответов;
  • Победителю можно вручить вкусный приз.

Не задавайте сложных вопросов малышу, и делайте подсказки. Будет весело:).

Загадочный предмет

Проводится с несколькими детьми.

  • Игрок выходит из комнаты;
  • Те, кто остался, должны загадать какой-то один предмет и качество, которое будет говорить о нем;
  • Когда игрок возвращается, он у каждого спрашивает задуманное слово. Например, круглый, большой, зеленый, сладкий, полосатый;
  • Он должен догадаться, что это за предмет, который описывают – арбуз.
  • Игра идет по кругу, как только один ребенок отгадал, выходит другой. Если он так и не догадался – загадывают другой предмет.

Интеллектуальные игры

Развивают творческие способности. Помогают формировать чувство коммуникабельности, коллективизма. Такие игры – отличная возможность . Состоит игра из нескольких этапов (конкурсы или раунды). Каждый из них проводится по определенному сценарию и оценивается ведущим. Часто действует система баллов.

Накрываем на стол

Домашний вариант игры, которую может провести каждая мама или папа. Не нужно никаких дополнительных инструментов.

  1. На кухне вместе с малышом родители или бабушка накрывают на стол.
  2. Задача малыша не только помочь все расставить так, как нужно, но и сделать это как можно быстрее.
  3. После ребенок должен сосчитать все предметы на столе: количество тарелок, приборов, чашек и так далее.
  4. Цель не только помочь маме, но и .

Листопад

Замечательный вариант времяпрепровождения на осень. Это интересно не только детям, но и взрослым.

  1. На улице, во время прогулки, нужно собрать как можно больше листьев с разных деревьев.
  2. Там же или дома малыш должен разложить их. Можно сначала по цвету, а потом по тому, с какого дерева они были собраны.
  3. Можно просто перебирать каждый лист и называть дерево, с которого оно упало.

Этот вариант очень простой, но понадобится помощь родителей, чтобы точно назвать все сорта и названия деревьев. Еще из листьев можно собрать красивый гербарий.

Обезьянка

Помогает развивать мелкую моторику, координацию и память.

  • Взрослый рассказывает деткам интересную сказку о том, как мальчик или девочка встретили обезьянку, которая за ними все повторяла.

Пример:

  • Мальчик съел яблоко – обезьянка тоже съела;
  • Девочка танцует – обезьянка тоже танцует;
  • Девочка убрала в комнате – обезьянка тоже убрала.

Подкрепить можно целой постановкой.

  • В эту игру можно играть большой толпой. Взрослый становится и показывает действие, а все дети повторяют за ним.

Играть можно как на улице, так и в доме. Настроение вам и ребенку будет обеспечено.

Какой предмет пропал?

Помогает развивать не только память, но и логику, мышление.

  1. Перед малышом выкладывается несколько предметов.
  2. За минуту-две он должен рассмотреть и запомнить их.
  3. Глаза закрываются или ребенок отворачивается.
  4. В это время взрослый убирает один из предметов и просит ребенка опять повернуться и все проверить.
  5. Ребенок должен сказать, что именно пропало и вспомнить как можно больше деталей: цвет, форму, размер и так далее.

Если ребеночек не может вспомнить, старший может давать подсказки: где объект лежал, что на нем нарисовано, какого он цвета.

Сюжетно-ролевые

Развивают запас возможных действий с игрушками. Это хорошая тренировка творческого мышления. Такие игры позволяют взаимодействовать коллективом и развивать коммуникативные навыки.

Игрушки у доктора Айболита

Задача игры – сводить игрушек к врачу.

  1. Нужно выбрать ведущего, доктора и медсестру.
  2. Дети выбирают по игрушке или двум. Им необходимо придумать болезни, которые их беспокоят или симптомы (горло болит, голова, ножка и т. д.).
  3. По очереди, как в больнице, они подходят и общаются с врачом, рассказывают истории, как приключилась беда, что болит.
  4. Врач советует, что делать, бинтует ножки-ручки, делает уколы и все, на что хватит фантазии.

После выздоровления, обязательно, все игрушки идут к врачу и благодарят за помощь.

Дочки-матери

Одна из самых популярных игр у девочек. Используются не только игрушки и куклы, но участвовать могут и сами дети.

  1. Мама, то есть девочка, выбирает куклу, которая будет ее дочкой.
  2. Ребенку нужно собрать ее на прогулку или к походу в гости.
  3. Требуется одеть, подготовить куклу, собрать игрушки.
  4. Девочка может прочесть книгу дочке, провести чаепитие или званий ужин, для которого все нужно подготовить.

Игра имеет множество вариаций и может проводиться несколькими детьми. Кто-то может исполнять роль мамы, кто-то – дочки.

Спортивные

Играя в них дети не только расходуют накопленную энергию, но и приобретают стремление к победе, занимаются спортом и пребывают на свежем воздухе. Они основываются на физической подготовке, но не требуют напряженной борьбы.

Репка

Рассчитана на 12 человек. Понадобятся 2 стула.

  1. Есть две команды по 6 человек, это известные дедушка, бабушка, внучка, Жучка, мышь и кошка.
  2. Стулья стоят на противоположной стороне от детей.
  3. На каждом из них сидит репка – ребенок, имеющий атрибут овоща.
  4. Начинает дед. Он бежит к репке, оббегает и возвращается.
  5. За него цепляется бабка, и они вместе паровозиком бегут, оббегают репку и возвращаются. За них цепляется внучка и так далее.
  6. Когда цепляется мышка, то оббегая репку, она уже цепляет саму репку и все бегут к началу.

Выигрывает та команда, которая вытащит репку быстрее всего. Ну и как же без приза победителям, подумайте, что это может быть.

Два вола

Игра рассчитана на двоих. Понадобиться веревка.

  1. На каждого участника одевается упряжка (они обвязываются веревкой).
  2. По сигналу каждый начинает тянуть в свою сторону.
  3. Лучше всего, если по обеих сторонах от участников будут стоять призы или цели. Каждый тянется к ним.
  4. Выигрывает тот, кто дотянется первым, ну и, конечно, забирает долгожданный приз.

Танцевальные

Проводятся под музыку. Это могут быть простые подвижные игры, те же змейки, но под определенную музыку, либо эстафеты.

Повтори за мной

  • В центре становится ведущий;
  • По кругу располагаются детки;
  • Под музыку ведущий показывает танцевальные движения;
  • Цель детей повторить их как можно точнее.

Можно делать смешные движения, прыгать, детям такое веселье точно понравится.

Ручеек

Нужно непарное количество детей.

  • Все становятся парами, поднимая высоко руки, создавая ворота;
  • Под музыку непарный бежит и на ходу выбирает себе пару;
  • Новая пара становится позади, а оставшийся без нее бежит вперед и выбирает опять себе другого;
  • Проигрывает тот, кто остался без пары, когда музыка закончилась.

Пальчиковые

Используются для развития моторики у ребенка.

Гуси-гуси

Под известную считалку выполняются движения.

Гуси-гуси: взмахи руками.
Га-га-га: движения пальцами, похожие на клюв.
Есть хотите: движения кругом.
Да-да-да: опять движения клювом.

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трем друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печем “пирожки”)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем “козырек”)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Детские игры онлайн

Если вы хотите занять ребенка, чтобы в доме было спокойствие и порядок, и вы могли заняться своими делами, предложите ему онлайн-раскраски любимых персонажей. Пусть из предложенных ниже выберет того, который больше понравиться, кликнет по картинке и начинает раскрашивать.

Для девочек

Для мальчиков