Эссе в какие игры играют современные дошкольники. «В какие игры играют современные дети? Спокойные игры и занятия

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА. Как отмечают родители и воспитатели, за последние 5-6 лет в играх детей произошли определенные изменения. Наиболее явное изменение: дети стали меньше играть, особенно в сюжетно-ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности). Основная причина, как считают многие, - недостаток времени. И, действительно, во многих дошкольных учреждениях наблюдается явный сдвиг в сторону дидактики (различные занятия, дети постоянно заорганизованы). В результате остается совсем немного времени, которое они могут использовать на самостоятельную, свободную игру. Обычно она выглядит как возня, драки. Чтобы этого избежать, воспитатели начинаю заполнять свободное время детей спокойными настольными играми – мозаикой, конструкторами. Ролевые игры весьма однообразные и ограничиваются в основном семейной тематикой. Практически отсутствуют игры на профессиональные темы, весьма популярные 10-20 лет назад. Между тем, именно эти игры в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. Принимая роль, ребенок не просто называет себя соответствующим персонажем, но и действует, отождествляет себя с героем. То, что дети игнорируют «профессиональные» роли, говорит о том, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей.Зато сюжеты, заимствованные с телеэкранов, оторваны от жизни, отношения между персонажами совсем иные и не соответствуют реальным отношениям. Игра не возникает сама собой. Она передается от одного поколения детей другому, от старших – к младшим. В настоящее время связь прервана. Разновозрастные детские сообщества – в семье, во дворе, в квартире – исключении. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть. В результате игра уходит из жизни ребенка. Этот факт негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка. Если взрослые не организуют игру ребенка, ее организует то, что он видит,т.е. массовая теле- и видеопродукция, компьютерные игры. В результате дети начинают играть в людей-пауков, роботов-убийц и т.д. Личность человека по исследованиям психологов и педагогов в основном складывается к 5 годам. Содержание детских игр создает эмоционально-смысловую основу представлений детей о мире. Отражая массовую видеопродукцию, у ребенка складывается впечатление о мире, как арене борьбы «наших» и «чужих», борьбы, где жестокость и холодный расчет приносят успех, где сильный всегда прав, обмануть, убить врага всегда похвально, где нет места любви и сопереживанию, благородству, порядочности.Коварство этой ситуации в том, что ее последствия становятся очевидными далеко не сразу, дошкольник по-прежнему сохраняет ориентацию на взрослых, продолжает слушаться. Лишь к подростковому возрасту, когда наиболее значимыми становятся отношения со сверстниками, а родители теряют львиную долю своего авторитета, родители спохватываются и начинают возмущаться эмоциональной черствости своего ребенка, его расчетливости, примитивности его интересов.Другой важный аспект – это развитие структуры игры. Если с ребенком не играть, он будет играть примитивно. Именно это и происходит во многих семьях. В результате – все чаще вместо сюжетно-ролевой игры даже у старших дошкольников начинает занимать игра-манипуляция с игрушками: пострелять из пистолета, запустить машинку, изменить робота-трансформера.Всевозможные развивающие занятия не могут компенсировать отсутствие полноценного игрового опыта. Ведь игра и занятие предполагают разные способы взаимодействия взрослого и ребенка. Раннее начало занятий при слабом развитии игры приводит к тому, что дети привыкают выполнять задания взрослого и воспроизводить задаваемые взрослым образцы. Но собственная познавательная активность у них не развивается, а иногда даже деградирует. В результате мы можем получить поколение личностно неразвитых и лишенных творческого воображения интеллектуалов.Еще одно последствие того, что с детьми мало играют, состоит в «непроработанности» эмоциональных впечатлений – страха, возмущения, обиды и других. Непроработанные впечатления оседают в душе ребенка грузом проблем и приводят к появлению «необъяснимых страхов и слез, вспышек агрессии и жестокости, истерического возбуждения или апатии.Творческие сюжетные игры развивают у ребенка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, гибко менять свое поведение при изменении ситуации. Если ребенок достигает этого уровня, у его появляется психологическая основа для успешного проживания сложных жизненных ситуаций – ситуаций выбора и неудач, конфликтов и кризисов. 2.СВОЕОБРАЗИЕ ИГРЫ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни - действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. Стоит ребенку сказать себе «как будто бы», и вымысел уже живет в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают то, чему они могут верить, и то, чего надо не замечать. Такой характер игры отличает ее от всех других видов детской деятельности и в какой-то мере роднит с искусством, с образным отражением действительности. Воспроизведение реальных действий в игре не является точным копированием, зеркальным их отображением. Дети не связаны всеми конкретными условиями реальной обстановки, временем, строгой последовательностью действий. Играя, они верят в то, что, оставаясь в комнате, плывут среди бушующего моря, переживают чувство страха и радость его преодоления. Как отважные космонавты, летят на Луну и возвращаются обратно. События развиваются, как в сказке, «не по дням, а по часам». Еще одна особенность игровой деятельности - ее самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. Они, как уже говорилось, отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним. Особенностью детской игры является также сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и слова. Это не внешние ее признаки, а самая сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Иногда образ так захватывает ребенка, что он даже не отзывается на привычное обращение к нему: «Я не Сережа, я капитан». Вместе с тем он охотно действует в соответствии с отражаемым в игре образом. «Товарищ капитан, ваш корабль скоро выйдет в море. Матросы должны быть сильными и здоровыми. Постройте их для физических упражнений», - говорит воспитатель. И капитан весело и авторитетно отдает команду: «На зарядку становись!» Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача и т. д. Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка. Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни. Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности. Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны и определяют игру как своеобразную деятельность детей. Игровой замысел - это общее определение того, во что и как будут играть дети: в «магазин», в «поликлинику», в «летчиков», в «дочки-матери» (в «семью»), в «детский сад» и т. п, Он формулируется в речи, отражается в самих игровых действиях, оформляется в игровом содержании и является стержнем игры. По игровому замыслу игры можно разделить на более или менее типичные группы: а) отражающие бытовые явления (игры в «семью», в «детский сад», в «поликлинику» и т.д.); б) отражающие созидательный труд (строительство метро, труд колхозников, постройку домов, фабрик, стадионов и т. д.); в) отражающие общественные события, традиции (праздники, демонстрации, встречу гостей, путешествия и т. д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может включать отражение разных жизненных явлений. Сюжет, содержание игры - это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. Структурной особенностью и центром игры является роль, которую выполняет ребенок. По тому значению, какое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в их образ, становится тем, кому подражает, т. е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Изображая, например, капитана на корабле, он отражает не всю его деятельность, а лишь те черты, которые необходимы по ходу игры: капитан дает команды, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. В процессе игры самими детьми (а в некоторых играх - взрослыми) устанавливаются правила, определяющие и регулирующие поведение и взаимоотношения играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила игры помогают робким, застенчивым детям быть активными участниками игры. Все эти структурные элементы игры являются более или менее типичными, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся в разных видах игр. 3.ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра - творческая деятельность.Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не реальный летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. Игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности.Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

ФУНКЦИИ ИГРЫ.

Игра - явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:
Обучающая функция - развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.
Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.
Воспитательная функция -помогает выявить индивидуальные особенности детей, позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих воспитанников.

Функция самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

5.КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

творческие игры

сюжетно-ролевые «Магазин», «Больница», «Библиотека» и др

Цель: изучение различных социальных ролей человека

Виды сюжета:

Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)

режиссерские «Авария на дороге» и др.

Цель: развитие творчества и фантазии

Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный

Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы;

Условие: создание детям индивидуального пространства

строительно-конструктивные

Цель: решение конструктивных задач

Виды материала: природный, специально созданный, подсобный

Особенности: вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач

театрально-художественные

Цель: приобщение ребенка к искусству;

Виды: дети-режиссеры и дети-актеры;

Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений; имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения;

игры

с правилами

дидактические

Цель: обучение

Виды: сюжетно-дидактические («магазин»); настольно-печатные («лото»); словесные («времена года»)

Особенности: наличие обучающей и игровой задач, игровых действий; наличие правил

подвижные

Цель:

Виды:

Особенности: наличие правил

сюжетные и

бессюжетные игры

спортивные игры (большой, средней и малой подвижности)

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классифи­кация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представле­на в программе «Истоки:

В основе классификации лежит представ­ление о том,по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр :

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей),

само­стоятельные игры:

а) игра-экспериментирование;

б) самостоятельные сюжетные игры:- сюжетно-отобразительные,- сюжетно-ролевые.- режиссерские,

Театрализованные;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого , который вне­дряет их с образовательной и воспитательной целями:

игры обучающие :а) дидактические,б) сюжетно-дидактические,в) подвижные;

досуговые игры :а) игры-забавы,б) игры-развлечения,в) интеллектуальные,г) празднично-карнавальные,д) театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этно­са (народные ), которые могут возникать по инициативе как взрос­лого, так и более старших детей:

- традиционные или народные (исторически они лежат в ос­нове многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

МИР ИГРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА.

Источники: М. Божина «Современные дети – современные игры», А. Саченко «Вернем детям игру».

Если говорить о современных детях, прежде всего, нужно отметить: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин:

1. Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся их научить! Как можно раньше научить читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность дошкольника - игровая!

2. Родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению: их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми - они очень часто сами не умеют этого делать. К тому же им не хватает времени. У детей нет возможности перенимать игровой опыт.

3. Современные родители не пускают (боятся) детей гулять. Ребенок должен находится в поле зрения родителей.

Нельзя не сказать и о том, насколько современные игрушки отличаются от игрушек родителей. Во-первых, их много, поэтому ребенку трудно не только выбрать, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так понравилось. Во-вторых, помимо мягких мишек и зайчиков, ребенок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов. Сюжеты для игр с такими игрушками отличаются от традиционных игр в дочки-матери с пупсами и кроватками!

Есть еще одна особенность жизни детей – родителям, как правило, некогда вникать в игровое пространство – они теряются в мире игрушек, идут на поводу у желаний ребенка, создают небезопасные ситуации для здоровья детей, оставляя их у компьютера, пусть даже с обучающими играми и игрушками. Нужно больше уделять внимания тем играм, которые раньше возникали стихийно, помогать детям развивать сюжетные игры, которые им понятны, ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него.

Игры современных детей:

1. Подвижные игры являются значительными, выходят на 1-е место (снятие внутреннего эмоционального напряжения).2. Обучающие дидактические игры.3. Компьютерные игры (строго отбирать содержание).4. Игры один на один с взрослым – игры мимоходом (считать деревья и т.д.).

5. Пальчиковые игры, подготовка к овладению грамотой.6. Реже играют в СЖРИ, изменяются, варьируются в зависимости от времени, меняются игрушки для СЖРИ.

Светлана Яшина
Эссе «В какие игры играют современные дошкольники»

Эссе на тему «В какие игры играют современные дошкольники »

Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми , общением со взрослыми, кружками и секциями. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть , считают игру, самым любимым видом деятельности. Существуют игры , которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница» , «Магазин» , «Семья» , «Гости» . У дошкольников XXI века появились новые игровые роли (банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и т. д.) и новые игровые сюжеты («Салон сотовой связи» , «Агентство недвижимости» , «Банк» , «Макдональдс» и т. д.). Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду» . Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен» , «Телезвезда» , «Модель» ). Можно констатировать, что в играх детей часто присутствуют трудности, присущие современному периоду (например, необходимость зарабатывания денег) .

Телевидение оказывает наибольшее влияние на воображение дошкольников , что приводит к стереотипизации образов. (Человек-паук, Барби и Кен, Бетмен, телеведущая и т. д.) На выбор ролей и игровых сюжетов оказывает влияние, происходящее в окружающей действительности.

Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой. Придумывая игры , дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх .

Также игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, покемонов в детской субкультуре считается престижным.

Дело в том, что часто дети не знают, как играть , как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также , как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры » .

Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения к другому – от старших к младшим. В настоящее время взрослым некогда играть… В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней уходит и само детство. Это негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка, тормозится развитие мышления, эмоций, а также общение, воображение и сознание. В игре ребенок добровольно и с удовольствием подчиняется определенным правилам. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Поэтому, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка деятельностью, игра становится школой произвольного поведения, в игре он учится добиваться цели (пусть пока игровой, преодолевать импульсивные желания.

Современный ребенок наделен разными чертами : он и умный, и упрямый, добрый и агрессивный, беззаботный и деятельный, поверхностный и глубоко мыслящий, общительный и застенчивый - в общем, он противоречивый. Современные дети – это объект жалоб, споров, гордости и исследований психологов и социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но все единодушны в одном : современные дети другие , ни хуже, ни лучше, а просто ДРУГИЕ. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой , каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Нет. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, изменились приоритеты государственной политики в сфере образования и ожидания взрослых, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду и в школе.

Публикации по теме:

Какие они, современные дети? Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не.

Цель: расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми дошкольного возраста. Задачи: развитие коммуникативных навыков адекватного.

Семинар-практикум в семейном клубе «Игры, в которые играют» Цель: расширять знания и навыки родителей в игровом общении с детьми дошкольного возраста. Задачи: развитие коммуникативных навыков адекватного.

Консультация «Современные дошкольники и особенности их развития» Современные дошкольники и особенности их развития Дошкольное образование как первая ступень образовательной системы призвано обеспечить.

Развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают.

Эссе «Современные реформы в ДОУ - это необходимость» Я считаю, что современные реформы в ДОУ - это необходимость, так как нынешние дети - это поколение XXI века. У них другие интересы, стремления,.

Нашла интересную статью.


Игры нашего детства

Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребятишек. Те самые игры, в которые играли не только мы, а и наши предшественники. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали возможность малышу узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.

Юлия Каспарова

Ныне с асфальта почти исчезли классики, уже не встретишь во дворах прыгающих через скакалку или резиночку девчонок или мальчишек, увлеченно играющих в «банки», а салки получили зловещее название «зомби». Да и сами дворы изменились, растворившись в сверкающих новостройках. А что же дети? Одни из них с шести лет отправляются в школу, которая уже не оставляет времени для игр во дворе. Другие просиживают все свободное время у экранов телевизоров или за мониторами компьютеров, променяв радость движения и живого общения на новые технологии. Третьих и вовсе не выпускают гулять во двор, опасаясь реальных или вымышленных опасностей. Но, как бы то ни было, у нас, современных родителей, еще есть шанс эту ситуацию изменить. Стоит ли это делать? Конечно, стоит!..

Журнал «Мама и Малыш», №05, 2006

От себя: У нас в округе живет много детей разного возраста. Когда хорошая погода, они все высыпают на улицу. В основном мальчишки гоняют на велосипедах и роликах, а девчонки сидят на лавочках. Ни разу не видела, чтобы они играли в прятки, классики или выбивного. А уж зимой с санками вообще никого не было, хотя снег был! Понятно, у каждого поколения свои игры и увлечения, и хорошо уже то, что у них есть ролики и велики. Но я обязательно научу своих детей прыгать на резиночке и играть в разные игры с мячом, хотя бы для того, чтобы вспомнить свое детство .

А во что играют ваши дети на улице?

«Дети сейчас не те… Им бы только в компьютер поиграть», - причитает старшее поколение. «Ещё ходить не научились, а уже знают, как скачать приложение на смартфон, куда нажимать на экране планшета и как подключить приставку».


Дети сейчас, и правда, с гаджетами на ты с пеленок. Но действительно ли они проводят всё своё время в виртуальном пространстве, или остались еще реальные забавы? Попробуем разобраться.

Во дворе

В поисках ответа иду к главному эксперту – младшей сестре (12 лет).


Во что играете с друзьями?

Знаешь, есть такое приложение…

А если без телефона?


Призадумалась.


В «Зомби» .

Это как?

Нужно убегать от водящего. Кого поймали, тот становится мертвецом и ловит остальных.

Салочки что ли?

Да нет же, «Зомби».


Что ж, кому как нравится. Главное, что подвижно.


Спустя полчаса лист дворовых игр в моём блокноте пополнился еще тремя развлечениями, которые, однако, оказались мне знакомы.


«Прилипалочки»

Ведущий должен ловить остальных. Если игрок дотронулся до какого-то предмета, т.е прилепился, то его нельзя трогать.


«Пауки и мухи»

Для этой игры нужны сооружения, где можно полазить. «Мухи» забираются повыше на «паутину» и пытаются убежать от «паука». Кого осалили - становится водящим.


«Семейка»

Водящий кидает мяч кому-то и называет имя (любое слово), игрок ловит мяч, если имя ему понравилось или отбрасывает, если не понравилось. Стоит ребенку замешкаться и его уже зовут «Лавочка», «Велосипед» и т.п


Как и в прежние времена, популярными остаются «Чай-чай выручай» , «Стеночки» , прятки, а также спортивные игры: футбол , волейбол и модный нынче настольный теннис .


«Войнушка» мальчишками тоже не забыта, но герои поменялись. В разведчиков и снайперов уже не играют, гораздо круче быть черепашкой-ниндзя, джедаем или Капитаном Америка.


И всё же, стоит признать, что дворы опустели. Дошкольники еще порой шалят на детских площадках, а вот те, кто постарше, уже не успевают: школа, домашнее задание, бассейн, дополнительные занятия, и по нарастающей.

Настольные игры

Выходные и каникулы - вот повод разгуляться! С верхних полок и потаенных уголков достаются настольные игры.


Костя (9 лет), а ты в шашки играть умеешь?

Конечно, мы с папой по субботам и в шахматы иногда балуемся.

А в нарды?

А что такое «над..надры»?


Объяснила. Но и не забыла про принцип: «Учи детей и учись у детей сам».


Из первых уст я узнала о следующих новомодных (и не очень) играх:


«Свинтус»

Название многообещающее, но не стоит пугаться: это всего лишь разновидность карточной игры. Правда, привычные «пики» и «черви» заменены на цифры и цвета, а веселья добавляют особенные «свинские» карты, неожиданно меняющие ход игры. Эта забава очень напоминает другую, более популярную среди старшеклассников и взрослых, игру «Уно» .


«Монополия»

Детей хлебом не корми, дай почувствовать себя бизнесменом и понарошку построить парочку филиалов. И хотя игре уже более 70 лет, в магазинах то и дело появляются её новые версии: «Монополия Россия» - с нашими городами, «Моя первая Монополия» - для детей от 4-х лет с голосовым сопровождением, «Мини-Монополия» - для путешествий и т.д.

Интересный факт: за рубежом даже проводятся коммерческие соревнования по этой игре с внушительными денежными призами.


«Барабашка»

Коробку с «Барабашкой» достают, когда хотят посоревноваться во внимательности и от души покричать. На пол/стол/диван расставляются незатейливые фигурки, а задача участников - схватить быстрее всех ту, чей цвет или форма не представлены на карточке. Эмоции обычно зашкаливают.


Кто из нас не страдал от скучной роли мирного жителя и не притворялся мафиози? Вечное противостояние добра и зла. Раньше карточки вырезали сами из попавшегося под руку тетрадного листка, а теперь существует целый набор, состоящий из ярких карт с описанием персонажей и масок двух цветов: белого и черного. Суть игры от этого, конечно, не поменялась. Детям по-прежнему нравится «раскалывать» друг друга.

Творческие

А мне подарили 3D ручку , хотите посмотреть?

Конечно, а зачем она нужна?

Она рисует пластиком. Можно создавать объемные картины и игрушки.


Вот дела… Раньше выжигали на досках «Ежика в тумане», а теперь мебель для кукол одним взмахом руки делают.


Вообще, вариантов для творчества сейчас не счесть. Та же самая лепка вовсе не канула в лету, а вышла на новый уровень. Какой только пластилин не увидишь на витринах: и светящийся в темноте, и с блестками, и гранулированный.


Альтернатива пластилину - кинетический песок . К счастью, выгребать песочницу из дома не придется: материал не пачкается и не рассыпается. Из него маленькие и взрослые лепят пресловутые «куличики» и большие игрушечные торты.


Не забываем и про «Лего» . Из разноцветных деталей дети (да и многие взрослые) научились собирать целые города. Но играть по инструкции стало неинтересно: теперь модно изобретать новые модели самолетов, машин и кораблей. Между прочим, есть даже отдельная линейка конструкторов для девочек.

Головоломки и прочее

Эпидемия «Кубика Рубика» прошла, но… ненадолго. В силу своего любопытства и упрямства дети любят разгадывать головоломки, но им всегда надо больше и сложнее, поэтому появились «Пирамидка Мефферта» , «Скьюб» , «Мегаминкс» и пр.


«Что бы еще покрутить в руках?» - думали дети, а тут раз - и йо-йо появились, а за ними и спиннеры . Всё-таки не зря наши предки придумали чётки. Изобретательные школьники не долго думая начали делать всякие трюки с вертушками и создали новый тренд.


Для терпеливых всё еще производят пазлы , но собирать обычный пейзаж современным тинейджерам скучно. А вот пазл со Звёздными воинами или Гарри Поттером они составят с удовольствием.


А видели ли вы «лизунов» ? Такая вязкая жижа, похожая на слизь, которую ребята мнут в руках. Говорят, что это подобие антистресса, но сами дети признались мне, что их больше увлекает процесс создания «лизуна», чем игра с ним. Конечно, кто же не любит устраивать в ванной химическую лабораторию? Смешивать крахмал, клей ПВА и мамин самый дорогой шампунь, куда без этого.


Пока я собирала материал для статьи, в очередной раз убедилась, что всё с детьми в порядке и рано еще бить тревогу, мол «они играть разучились». Оставьте их на несколько минут без телефона и вы увидите, как быстро они найдут себе занятие. И последите за собой: быть может, тоже пора прерваться на игру?