Американский бильярд – правила игры. Пул бильярд

=> Правила игры в pool

Правила игры в *пул* (Pool).

Pool с английского на русский переводится как бильярд. То есть это примерно одно и то же. Можно сказать, что *пул* - это бильярд, в который играют американцы, а русский бильярд - это *пул*, в который играют русские.

Различий достаточно - в американском бильярде стол меньше, лузы шире, существуют ограничения, по каким шарам когда можно бить и куда их забивать. Стало общепринятым называть американский бильярд *пулом*.

Не умоляя ни каких достоинств русского бильярда надо заметить, что *пул* - игра гораздо более динамичная и непредсказуемая. Видимо поэтому *пул* более распространен в ночных клубах, бильярдных и даже в кафе.

Настоящие правила являются ознакомительными для новичков. Если кто-то чувствует в себе силы и хочет узнать больше подробностей, то их можно посмотреть на www.pool.ru

Расстановка:

По общим правилам игра в *пул* ведется 16-ю шарами. 15 из них пронумерованы. От 1 до 7 шары *целые* - каждый одного цвета. От 9 до 15 *полосатые* или *половинчатые* - поделены пополам белой полосой. В процессе игры целые и полосатые шары делятся между противниками.

Шар под номером 8 - черный, его необходимо забить в конце игры в определенную лузу раньше противника для победы, и нельзя забивать, даже случайно, раньше, чем будут забиты все свои шары.

Белый шар без номера называется *биток*. Все удары оба противника наносят кием по нему. Тот в свою очередь должен ударить свой (*целый* или *полосатый*) шар и не попасть в лузу.

Перед началом игры шары выставляются треугольником, все должны плотно касаться друг друга. Передний шар располагается на задней отметке. Во втором ряду располагается один целый и один полосатый шары. В третьем: в центре восьмерка, по краям один *целый* и один *полосатый* шары. В четвертом ряду через один 2 *целых* и 2 *полосатых* шара. В последнем пятом ряду находятся оставшиеся шары, при этом угловые должны быть разными - *целым* и *полосатым*.

Иногда шары расставляют и другим способом. Основные правила - рядом не должны стоять *целый* и *полосатый* шары одного цвета, они должны по максимуму чередоваться.

Как утверждают правила, первый удар должен быть разыгран. Почему-то в Твери это практикуется редко. Тем не менее вкратце опишем эту процедуру. Розыгрыш проводится до расстановки шаров на столе. Оба игрока устанавливают два одинаковых шара (желательно два *битка*, но можно и два *полных* шара) в *доме* левее и правее центральной продольной линии (ее нет на поле, но легко представить по точкам). Одновременно наносят удары в сторону противоположной стенки. Шары должны коснутся ее одни раз и вернуться как можно ближе. При этом шар не должен попасть в лузу, коснуться боковых стенок, закатиться на половину противника, коснуться другого шара. Совершивший ошибку - проиграл. Если ошибку совершили оба - переигрывают. Тот игрок, чей шар без ошибок оказался ближе к стенке дома, имеет право выбора, кто первый будет бить. Действительно, проще сразу договориться:)...

Удар по *битку*, промах по лузе, удар с руки:

Удар по *битку* должен быть нанесен обязательно наклейкой (это такая резиночка на острие кия). Любой другой удар, а так же касание шаров рукой или одеждой, засчитывается за ошибку, или фол, как принято говорить у бильярдистов.

Если вы сделали правильный удар по *битку*, он попал по прицельному шару, но тот не попал в лузу, этот удар не засчитывается за ошибку, а игру продолжает противник.

Удар с руки - в случае, если *биток* вылетел со стола, или попал в лузу, то его возвращают на стол. Игрок располагает шар в *доме*, а удар наносит за его пределы. При этом *биток* не должен коснуться других шаров до тех пор, пока не пересечет линию *дома*. Если удар наносится битком по шару, который находится внутри *дома*, его необходимо нанести через отражение *битка* от дальней короткой стенки.

Впрочем появились новые правила - удар с руки не обязательно из *дома* - а слюбой точки на столе. Игрокам желательно заранее договориться, по каким правилам играть.

Первый удар наносится с руки (из *дома*). Даже если какие-то шары закатились в лузы стол считается открытым - то есть *целые* и полосатые шары не поделены между игроками. По некоторым правилам после разбития как минимум четыре шара должны коснуться стенок. Если этого не произошло противник имеет право выбора - либо оставить все как есть, либо переиграть первый удар. Использовать это правило или нет - надо договориться заранее. Чаще всего в Твери это правило не действует.

Если после первого удара *биток* закатился в лузу - засчитывается фол. Если закатился 8-ой шар - засчитывается выигрыш. Если после первого удара 8-ка вылетела со стола (что очень трудно представить) она возвращается на стол и ставится на *точку*.

Распределение *целых* и полосатых шаров между игроками:

После первого удара игроки наносят удары по *битку*, а тот в свою очередь должен ударить любой шар, кроме 8-го. Если в результате один шар попал в лузу - то стол становится закрытым. Тот шар, что попал в лузу определяет, какие шары становятся шарами игрока - целыми или полосатыми. Если шар был *целый* - в дальнейшем этот игрок должен наносить удары битком по целым шарам до тех пор, пока они все не окажутся в лузах. Если игрок попадает битком по 8-му шару или шарам противника - засчитывается фол, даже если это привело к попаданию в лузу своего шара. Так же засчитывается фол, если вместе со своими шарами после удара в лузу закатывается шар противника.

После того, как все *свои* шары забиты, необходимо забить битком 8-ой шар в строго определенную лузу. Она находится диаметрально противоположно той лузе, в которую закатился последний *свой* шар.

Поражение:

Поражение засчитывается, если 8-ой шар после удара попал в лузу до того, как были забиты (или *сыграны* в бильярдной терминологии) не все *свои* шары. Тоже самое происходит, если 8-ой шар вылетел со стола (кроме первого удара), даже если после отражения от посторонних предметов опять попал на стол. И если 8-й шар попал не в свою лузу - опять поражение. В общем, Вы выигрываете, только если после всех сыграных *своих* шаров забиваете без фола 8-й шар в *свою* же лузу, или если проиграл ваш противник.

Есть правило, которое защитывает ничью - это если оба игрока подрят совершат по три ошибки. В Твери встречатеся редко. Об этом желательно договориться заранее.

Фол, или ошибка:

По общим правилам правильный удар - это если вы нанесли удар по *битку*, а тот в свою очередь первым попал по своему шару (по *целому* или *половинчатому*, пока они на столе, или по 8-му после). Если при этом в лузы закатились только *свои* шары - вы продолжаете игру. При этом сам *биток* должен остаться на столе.

Практически во всех других случаях признается фол. То есть в игру вступает противник и при этом он имеет право на повторный удар, если выполнил правильный удар, но не сумел забить ни одного *своегo* шара. Если противник сам совершил ошибку - право на повторный удар теряется.

За ошибку считаются следующие случаи: нанесение двойного удара; если задеты шары рукой, одеждой, машинкой, или другой частью кия (кроме наклейки); если после удара *биток* попадает в лузу; если шары вылетают со стола (кроме 8-го, так как засчитывается поражение); если забиты *чужие* шары; если *биток* первым задел чужой или 8-ой шар и проч.

Так же запрещены некоторые удары. Например, когда кий скользит по шару. Или ударяет его дважды. Или после удара какой либо из шаров задевает кий. Особый случай - когда *биток* стоит вплотную к шару, по которому бьют. Такой удар называется *пропих*. В этом случае разрешается только *режущий* удар - то есть нельзя бить прямо.

Что делать, если шар выпадает со стола?

Есть разные способы возврата. На спортивных состязаниях позиция восстанавливается, и делает это судья. Есть способ - шар ставят к стенке в том месте, где он пересек границу стола. В Твери принято поступать следующем образом - шар ставит на стол противник, в любую точку, но обязательно к стенке.

Итог

А не пора ли прекратить читать и перейти к делу? Давно доказано, что бильярд - это один из самых благоприятно воздействующих на здоровье видов спорта. Он расслабляет, тренирует сосредоточенность и объединяет мыслительные процессы с моторикой. За одну игру игрок находит вокруг стола около 1,5 километров. Главное, что бы в помещении было не накурено.

Среди всех разновидностей бильярда любители выделяют один вид бильярда - американский. В настоящее время игра в бильярд приобретает все большую популярность, как среди мужчин, так и среди женщин. Научиться играть в американский бильярд абсолютно несложно, немного терпения и свободного времени, и вы сможете постигнуть азы игры в бильярд.

Американский бильярд имеет еще одно распространенное название - американский пул. Специалисты считают, что американский бильярд намного проще по сравнению с прочими видами бильярда, поэтому овладевать игрой в бильярд стоит начать с американского пула.

Почему научиться американскому бильярду проще? Ответ прост. Для американского бильярда используется бильярдный стол небольших размеров, но при этом лузы, в которые необходимо забить шары - шире.

Итак, для того чтобы научить игре в американский бильярд, вам необходимо иметь:
. Бильярдный стол;

Кий;
. Набор шаров для бильярда

Как правило, стандартный набор шаров состоит из 15 шаров, имеющих разные цвета и 1 белого шара, который используется для битка.

Каждый из прицельных шаров имеет свой номер. Разберем более подробно цвет и номер прицельных шаров.
Шары с цифрами от 1 до 8 имеют сплошную окраску в следующем порядке:

1 - желтый
2 - синий
3 - красный
4 - фиолетовый
5 - оранжевый
6 - зеленый
7 - темно-бордовый
8 - черный

Шары с цифрами от 9 до 15 имеют цветную полосу, проходящую посередине шара, но порядок цветов точно такой же, как и у шаров с 1 по 8.

9 - желтый
10 - синий
11 - красный
12 - фиолетовый и т.д.

Разделение в цветах необходимо для того, что в американском бильярде преимущественно каждый игрок играет одним из видов шаров.

Наиболее известным и любимым видом американского бильярда, как среди профессионалов, так и среди новичков является «восьмерка». В чем цель данной игры?

Основная цель игры - забить шары в каждой из 2 групп в лузы, а в завершении игры, шар 8 забить в ту лузу, которая будет указана. Как правило, тот из игроков, кто первым сделает заброс шара и становится победителем.
Начало игры. Все шары помещаются в центре стола пирамидой, в которой центральное место занимает шар под номером 8. Далее один игрок делает разбивку шаров. Здесь нужно быть внимательным. Если выбранный игрок забьет в лузу шар любого цвета (кроме битка и шара 8) может далее продолжать вести игру тем видом шаров, к которому относится первый забитый шар. Если ни один из шаров не забит, в игру вступает следующий игрок. Таким образом, в начале игры каждый из игроков определяет тот вид шаров, которыми они будут играть на протяжении всей игры.

После чего начинается основная игра.

В основной игре каждый из игроков по праву хода должен сначала забросить все шары своего вида, после чего забить восьмерку. Но здесь стоит придерживаться основного правила - нельзя попадать в шары соперника.
Для того чтобы забить восьмерку, игрок должен выбрать лузу, в которую он будет целиться. В некоторых случаях игрок может сделать отыгрыш. Если игрок видит, что результативный удар сделать не получится, он отыгрывается, т.е. производит любой удар, который не приводит его к фолу, при этом предупреждая своего соперника.

В случае, когда игрок не смог забить шар в указанную лузу, ход переходит его сопернику. Однако если игрок забьет восьмерку преждевременно, до того как будут забиты все его шары, он проигрывает. Очередность ходов менять нельзя. Вначале нужно забить свои шары, а затем только восьмерку.
Конечно же, в американском бильярде не стоит забывать не только о технике игры, но и проявленной логике и смекалке. Ведь от них зависит большая часть успеха.

Освоить американский бильярд достаточно просто, он интересен, оригинален и подвижен. Американский бильярд - прекрасное хобби для расслабления в кругу своих друзей. Играйте и выигрывайте!

Американский бильярд во многом отличается от русского.

Стол. Все американские столы - стандартные. Их длина 3,6 м, ширина 1,85 м и высота 85 см. Русские мастера изготавливали столы длиной от 3 до 4 м, а длина современных - от 1,5 до 3 м.

Отличаются они и настилом. У американских и наших старинных столов настил состоит из каменных плит. Сегодня американцы используют для этой цели металл и пластмассы. Основанием наших столов служит древесностружечная плита, в лучшем случае - бетонная. Для покрытия столов мы до сих пор применяем шерстяное сукно, а американцы давно перешли на синтетику, по которой шар катится, практически не встречая сопротивления. Борта американских столов обрезинены упругой эластичной резиной, отбрасывающей шар на большие расстояния. Наша резина очень жесткая.

Самое большое отличие американских столов заключается в размерах луз. У нас ширина лузы 72-76 мм, у американцев стандартная - 88,9 мм. (Мы играем в основном шарами диаметром 70 мм, а американцы - 52,5 мм). На наших столах губки луз острые, на американских - закругленные (к тому же американцы подрезают резину на 2-3 мм по глубине на расстоянии до 100 мм от лузы, что способствует лучшему заходу шара в лузу).

Много новшеств внесли американцы и в разметку стола. От нашей разметки бильярда сохранились только две точки - центральная и точка, на которую ставится пирамида. Точка "дома" расположена на продольной линии стола и находится на расстоянии 73,6 см от короткого борта. На этом расстоянии поперек бильярда проведена линия "дома". Из точки "дома" проведена полуокружность радиусом 29,2 см до пересечения с линией "дома". Образовавшиеся на пересечении линии две точки необходимы для игры в "снукер", а площадь полукруга - это место, куда ставится биток при игре "с руки". Имеется еще точка, расположенная на центральной продольной линии на расстоянии 32,4 см от короткого борта. На нее ставится красный шар при игре в американский бильярд.

Шары изготавливаются из пластмассы. Диаметр - 52,5 мм. В бильярд играют 3 шарами. 2 белых (битки), один из них с точкой, и красный. В "снукер" играют 22 шарами - 15 красных, 6 цветных (желтый, зеленый, коричневый, синий, розовый, черный) и 1 биток белого цвета.

Кий изготавливается из дерева, чаще всего из клена. Наименьшая длина - 91 см, средняя - 1,5 м. Кии часто делают складными из двух половин. Диаметр турника до 30 мм, а тонкого конца - 10 мм. Наклейки применяют разных типов. Мелят их после каждого удара. Класть мел на стол строго запрещается - американцы держат его в кармане.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Американский "пул"

Основные понятия при игре в "пул"

Начало стола - короткий борт со стороны "дома", а также тот борт, где установлен счетчик очков.

Конец стола - короткий борт, противоположный началу стола. Точка пирамиды-точка, находящаяся в центре линии, соединяющей вторые ромбы на длинных бортах от конца стола.

Линия - линия, соединяющая вторые ромбы на длинных бортах от начала стола.

Дом - область, находящаяся за "линией" со стороны начала стола.

Точка дома -точка, находящаяся в центре "линии".

Биток - шар белого цвета, которым производятся все удары. Прицельный шар - шар, по которому производится удар.

"Накат", "оттяжка", "боковик" - виды ударов.

"С руки" - термин, обозначающий удар битком с любой точки стола после ошибки соперника.

"От борта" - термин, обозначающий удар, в результате которого биток попадает в шар после отражения от борта.

Дуплет, триплет, труабан, катрбан -удары, при которых прицельный шар отражается от одного, двух, трех и четырех бортов.

"Заказ" - перед каждым ударом игрок должен указать, каким шаром и в какую лузу он играет.

"Отыгрыш" - если игрок не в состоянии произвести результативный удар, он может произвести любой удар, не приводящий к фолу. Перед таким ударом игрок обязан предупредить соперника, что он "отыгрывается".

ПРАВИЛА ИГРЫ

Цель игры

"Восьмерка" - игра по заказу. Игра ведется битком (белым шаром). Один игрок забивает одноцветные шары (1-7), другой - полосатые (9-15). Побеждает игрок, забивший все шары своей группы и положивший по заказу шар N 8.

Установка шаров

Восьмой шар ставят в центр пирамиды. Цветные и полосатые шары чередуют, устанавливая в углах пирамиды шары разной группы.

Разбой шаров

Битком необходимо из-за линии "дома" забить шар или довести минимум 4 шара до бортов. Невыполнение этого условия - ошибка.

Партнер может тогда:

Продолжить игру с этой позиции;

сделать разбой заново или попросить об этом партнера. Попадание битка в лузу при разбое - ошибка.

Прицельный шар при разбое вылетел за борт - ошибка. В этом случае партнер или продолжает игру, или играет из-за "линии дома".

Если при разбое падает 8-й шар в лузу, то партнер ставит заново пирамиду и разбивает шары, или ставит 8-й шар на заднюю точку и играет из этого положения.

Если одновременно падают 8-й шар и биток, то партнер может заново разбить пирамиду или поставить 8-й шар на заднюю точку и играть из-за "линии дома".

Выбор шаров

После разбоя стол всегда "открыт". Выбор происходит тогда, когда игрок забьет шар по заказу.

Правильный удар

Необходимо забить шар в лузу или довести до борта биток или прицельный шар.

Если биток попадает сначала в борт, затем в прицельный шар, то необходимо, чтобы биток или прицельный шар после этого коснулись бортов.

Выскочившие прицельные шары - ошибка. Их устанавливают на заднюю точку по возрастанию номера шара вдоль продольной линии к короткому борту.

биток не попал в прицельный шар;

при ударе битком в прицельный шар ни тот, ни другой не касаются бортов; биток падает в лузу; биток вылетает за борт;

партнер задевает чем-либо любой шар; игрок бьет по шару, когда шары еще не остановились.

При любой ошибке партнер играет "с руки", то есть ставит биток на любое место стола.

Проигрыш

Игрок проигрывает партию, если:

шар N 8 забит при ударе с нарушениями (исключение - при разбое);

шар N 8 преждевременно упал в лузу;

шар N 8 выбит за борт;

шар N 8 упал в не заказанную лузу;

шар N 8 упал в лузу одновременно с последним шаром своей группы.

"Pool 9-ball"

При отсутствии явных расхождений с нижеследующими дополнительными правилами следует руководствоваться "Общими правилами лузных бильярдных игр".

Цель игры

"Девятка" играется битком и девятью прицельными шарами с номерами от единицы до девяти. При любом ударе биток должен коснуться вначале шара с наименьшим номером, однако шары необязательно забивать по порядку номеров. Если при правильном ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок остается у стола и продолжает игру до тех пор, пока не совершит промах, нарушит правила или одержит победу, положив в лузу девятку. Вступая в игру после промаха, партнер принимает сложившуюся на столе позицию, однако после совершения его соперником какого-либо нарушения правил, он имеет право играть "с руки", установив биток в любом месте стола. Объявлять заказ не требуется, матч оканчивается после того, как один из игроков выиграет заданное число партий.

Расстановка шаров

Прицельные шары расставляют в форме ромба, при этом единица располагается в вершине ромба на задней отметке, девятка - в центре, а остальные шары в произвольном порядке вплотную друг к другу. Начальный удар производится "с руки" и "из дома".

Правильный начальный удар

Начальный удар подчиняется тем же правилам, что и любой другой удар. Отличие, однако, состоит в следующем:

игрок должен попасть по единице и при этом либо забить в лузу какой-либо прицельный шар, либо довести до борта, "по крайней мере", четыре прицельных шара;

если биток упал в лузу или выскочил за борт, а также если не выполнены требования к начальному удару, то это является нарушением правил, при этом вступающий в игру соперник имеет право играть "с руки" с любого места стола;

если при выполнении начального удара за борт выскакивает прицельный шар, то это также является нарушением, и вступающий в игру соперник играет "с руки" с любого места стола. Прицельный шар при этом не выставляется (исключение: если за борт выскакивает девятка, то она выставляется).

Продолжение игры

При выполнении удара, непосредственно следующего за начальным, игрок имеет право на "пуш-аут" (см. Пуш-аут). Если игрок при выполнении правильного начального удара положил в лузу хотя бы один прицельный шар, то он продолжает игру до промаха, нарушения или победы в партии. Если игрок промахивается или совершает нарушение, то вступающий в игру соперник начинает свою серию и в свою очередь продолжает игру до промаха, нарушения или победы. Игра заканчивается, если при правильном ударе забита девятка, или если одному из игроков засчитывается поражение за серьезное нарушение правил.

Игрок, выполняющий удар непосредственно после правильного начального удара, имеет право сыграть "пуш-аут", суть которого состоит в том, чтобы переместить биток в более выгодное положение с точки зрения дальнейшего развития партии. При выполнении "пуш-аута" биток необязательно должен коснуться какого-либо шара или дойти до борта, однако все остальные правила действуют. Игрок должен объявить о своем намерении сыграть "пуш-аут" до удара, в противном случае удар рассматривается как обычный. Любой шар, забитый при "пуш-ауте", не засчитывается и остается в лузе, за исключением девятки. После правильного "пуш-аута" вступающий в игру соперник имеет право либо принять позицию и произвести удар по битку, либо уступить удар игроку, сыгравшему "пуш-аут". Если при выполнении "пуш-аута" нарушены лишь правила "неправильное касание" и "недоведение до борта", то он считается правильным. Неправильно выполненный "пуш-аут" штрафуется в соответствии с характером совершенного нарушения. Если при выполнении начального удара биток упал в лузу, то вступающий в игру соперник не имеет права на "пуш-аут".

Нарушения

Если игрок совершает нарушение, то его серия у стола заканчивается, а все неправильно забитые шары остаются в лузах (за исключением девятки, которая выставляется). Вступающий в игру соперник получает право на удар "с руки", при этом он может располагать биток в любом месте стола. Несколько нарушений, совершенных при выполнении одного удара, рассматриваются как одно нарушение.

Неправильное касание

Удар считается неправильным, если первое касание битка произошло с шаром, номер которого не является наименьшим на столе.

Недоведение до борта

Удар считается неправильным, если ни один из прицельных шаров не забит в лузу, а после касания прицельного шара ни биток, ни какой-либо из прицельных шаров не доведен до борта.

Удар с руки

При выполнении удара с руки игрок может располагать биток в любом месте на игровой поверхности стола, но не вплотную к прицельному шару. Он может изменить положение битка до нанесения удара.

Выскочившие прицельные шары

Незабитый шар считается выскочившим, если он остановился где угодно, но не на игровой поверхности стола. Выскакивание за борт прицельного шара считается нарушением. Выскочившие прицельные шары не выставляются (за исключением девятки) и игра продолжается.

Нарушение при выполнении перескока и массе

Если встреча проводится без судьи, то признаком нарушения правил при выполнении перескока или массе (огибания) является смещение мешающего прицельного шара (независимо от того, смещается ли он под действием руки, кия или упора).

Три нарушения подряд

Если игрок нарушает правила три раза подряд при выполнении трех последовательных ударов (без промежуточных правильных ударов), то ему засчитывается поражение в партии. Три нарушения должны быть совершены в одной партии. Между вторым и третьим нарушением должно последовать предупреждение. Серия начинается с момента получения игроком права на совершение удара и заканчивается вместе с ударом, при выполнении которого он либо промахивается по лузе, либо нарушает правила, либо одерживает победу, а также если игрок нарушает правила в перерыве между ударами.

Завершение партии

Партия начинается после того как биток при выполнении начального удара пересекает переднюю линию. При этом необходимо попасть по единице. Партия завершается после того как в результате правильного удара забита девятка, а также если одному из игроков засчитано поражение.

Общие правила игры в Пул

Настоящие правила являются общими для всех описанных ниже разновидностей пула.

1. БИЛЬЯРДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
Все описанные ниже бильярдные игры должны проводиться с использованием пуловских столов, шаров и оборудования, отвечающих стандартам Всемирной ассоциации пула или BCA.

2. РАССТАНОВКА ШАРОВ.
При расстановке шаров должен использоваться треугольник, а передний шар должен располагаться на задней отметке. Все остальные шары должны быть выстроены за передним и плотно прижаты друг к другу.

3. УДАР ПО БИТКУ.
Удар по битку следует наносить лишь наклейкой кия. В противном случае объявляется фол.

4. ПРОМАХ ПО ЛУЗЕ.
Если игрок промахивается при правильном ударе, то есть, не забивает прицельный шар, то его серия заканчивается, и в игру вступает соперник.

5. РОЗЫГРЫШ НАЧАЛЬНОГО УДАРА.
При розыгрыше начального удара (разбития) используется следующая процедура. Взяв по шару одинакового размера и веса (желательно два битка или, по крайней мере, два не полосатых прицельных шара) и расположив их по разные стороны от передней отметки, игроки одновременно выполняют удар с руки из-за передней линии (из дома), посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту. При этом шар должен коснуться заднего борта, по крайней мере, один раз. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если: (1) шар зашел на половину соперника, (2) не достиг заднего борта, (3) упал в лузу, (4) выскочил за борт, (5) коснулся длинного борта, (6) остановился в створе угловой лузы за губой переднего борта или (7) коснулся заднего борта два раза и более. Если правила нарушили оба соперника, или если судья не может определить, чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.

6. НАЧАЛЬНЫЙ УДАР (РАЗБИТИЕ).
Право на выполнение начального удара предоставляется по результатам розыгрыша или жребия (розыгрыш проводится в обязательном порядке при проведении официальных соревнований). Выигравший розыгрыш или жребий имеет право произвести начальный удар либо уступить его сопернику.
Введение битка в игру производится ударом с руки из дома. При этом прицельные шары расставляют согласно правилам каждой конкретной игры. Биток считается введенным в игру после того, как он пересек переднюю линию в результате удара по нему наклейкой кия.

7. УДАР С РУКИ ИЗ ДОМА.
Удар с руки из дома выполняется в начале игры и после падения битка в лузу в специально оговоренных правилами каждой конкретной игры случаях. Вступающий в игру участник может располагать биток в любом месте дома. Он может наносить удар по любому прицельному шару, центр которого располагается вне дома (в том числе и на передней линии). Наносить удар по прицельным шарам, находящимся в доме, можно лишь в том случае, если биток вначале выходит из дома, а затем, ударившись о задний борт, возвращается обратно в дом. Положение шара определяется положением его центра (или точки касания шара с игровой поверхностью). До пересечения передней линии биток не должен задевать расположенные в доме прицельные шары.
Биток считается введенным в игру после того, как он покинул пределы дома в результате удара по нему наклейкой кия. Пока биток не введен в игру, его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой фол.

8. ИГРА С РУКИ.
Если правила конкретной игры предусматривают игру с руки после объявления фола, то вступающий в игру соперник может располагать биток в любом месте на игровой поверхности стола и производить удар по любому прицельному шару.

9. СЫГРАННЫЕ ШАРЫ.
Шар считается сыгранным (забитым), если в результате правильного удара он падает в лузу. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается несыгранным.

10. ПОЛОЖЕНИЕ ШАРОВ.
Положение шара определяется положением его нижней точки (или центра).

11. КАСАНИЕ ПОЛА.
При выполнении удара, по крайней мере, одна нога играющего должна касаться пола, в противном случае налагается штраф.

12. ВЫПОЛНЕНИЕ УДАРА ДО ОСТАНОВКИ ШАРОВ.
Игрок наказывается фолом, если наносит удар до полной остановки битка или любого прицельного шара, (вращающийся на месте шар считается движущимся.)

13. ЗАВЕРШЕНИЕ УДАРА.
Удар считается завершенным лишь после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола.

14. ДОМ И ПЕРЕДНЯЯ ЛИНИЯ.
Передняя линия не является частью дома. Поэтому если правила игры требуют, чтобы удар наносился по шарам вне дома, то прицельный шар, расположенный в точности на передней линии, играется. Соответственно и биток при введении в игру из дома (с руки из-за передней линии) не следует ставить непосредственно на переднюю линию, а чуть ближе.

15. ОБЩЕЕ ПРАВИЛО ДЛЯ ВСЕХ НАРУШЕНИЙ.
Хотя в конкретных бильярдных играх за одно и то же нарушение могут налагаться различные штрафы, для всех нарушений справедливо следующее общее правило: (1) право удара переходит к сопернику, (2) ни один забитый шар не засчитывается, и (3) любой шар (шары) выставляются лишь в том случае, если это предусмотрено правилами конкретной игры.

16. ПРОМАХ ПО ЛЕГАЛЬНОМУ ШАРУ.
Удар считается неправильным, если биток не коснулся ни одного из легальных (очередных) прицельных шаров, то есть шаров, первое касание с которыми предусмотрено правилами конкретной игры. Игра в сторону от расположенного вплотную к битку прицельного шара не считается за удар по этому шару.

17. ПРАВИЛЬНЫЙ УДАР.
Удар считается правильным, если биток коснулся вначале легального (очередного) прицельного шара, а затем либо (1) один из прицельных шаров упал в лузу, либо (2) биток или какой-либо из прицельных шаров доведены до борта. Невыполнение этих требований влечет за собой фол.

18. ПАДЕНИЕ БИТКА В ЛУЗУ.
Если при ударе биток падает в лузу, то объявляется фол.

19. ЗАПРЕТ КАСАНИЯ ШАРОВ.
За касание во время игры любого прицельного шара или битка телом, одеждой, мелом, машинкой, древком кия и т.п. налагается штраф. Касаться битка можно лишь наклейкой кия при выполнении правильного удара.

20. ЗАПРЕТ ДВОЙНЫХ УДАРОВ.
Если при выполнении удара наклейка кия касается битка более одного раза, а также если наклейка касается битка, в то время как биток касается (или после того, как биток уже коснулся) прицельного шара, то налагается штраф. Если же вплотную к битку располагается какой-либо нелегальный прицельный шар, то удар следует наносить в сторону от него, в противном случае налагается штраф.

21. ЗАПРЕТ ТОЛЧКА.
Если игрок проталкивает биток вперед, затягивая время контакта наклейки кия с битком несоразмерно ударно-маховому движению, то налагается штраф.

22. ПРАВИЛЬНЫЙ ПЕРЕСКОК.
При правильном перескоке удар должен наноситься приподнятым кием в верхнюю половину шара. Однако любой кикс, то есть проскальзывание наклейки кия по поверхности битка, при выполнении перескока штрафуется. Выполнение перескока какими-либо иными способами запрещается.

23. ВЫСКОЧИВШИЕ ШАРЫ.
Выскочившими считаются шары, остановившиеся после удара вне игровой поверхности стола (на упругом борту, на поручне, на полу и т. д.). Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается вновь на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью стола. (Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т. п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность).
Во всех лузных бильярдных играх удар, в результате которого биток или какой-либо из прицельных шаров выскакивает за борт, штрафуется. Все выскочившие прицельные шары выставляются после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Выскочивший биток вводится в игру в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

24. ОДНОВРЕМЕННОЕ НАРУШЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПРАВИЛ.
Если при выполнении удара нарушено сразу несколько правил, то игрок наказывается одним фолом, при этом налагается самый строгий штраф, предусмотренный за самое грубое из совершенных при ударе нарушений.

25. САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ШАРОВ.
Если шар смещается, скатывается, поворачивается или же каким-либо иным способом движется самопроизвольно, то его оставляют там, где он остановится, и игра продолжается. Если зависший над лузой шар остается неподвижным в течение пяти секунд и более, а затем падает в лузу, то его следует восстановить на прежнем месте и продолжить игру.
Если при выполнении удара прицельный шар самопроизвольно падает в лузу до соударения с битком, то биток и прицельный шар восстанавливают на исходных позициях, после чего удар повторяется. Так же поступают и при самопроизвольном смещении в момент удара любого другого прицельного шара.

26. ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ.
Если согласно правилам какой-либо конкретной игры необходимо выставить один или несколько шаров, то после завершения удара они располагаются на продольной линии следующим образом: шар с наименьшим номером ставят на заднюю отметку, а остальные в порядке возрастания номеров располагают друг за другом в направлении заднего борта. Если же находящиеся на столе шары не позволяют в точности выполнить указанное требование, то выставляемые шары располагают на продольной линии как можно ближе к задней отметке вплотную к мешающим прицельным шарам, не сдвигая их. Если мешает биток, то выставляемые шары располагают как можно ближе к нему, но не вплотную.
В случае если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении продольной линии перед задней отметкой (между задней отметкой и центром) как можно ближе к ней, при этом шар с наименьшим номером должен находиться спереди, а остальные в порядке возрастания номеров располагаются друг за другом в сторону задней отметки.

27. ШАРЫ, УПАВШИЕ ВМЕСТЕ С СЫГРАННЫМ.
Если при выполнении правильного удара наряду с сыгранным в лузы падают и другие прицельные шары, то они засчитываются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.

28. ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПОСТОРОННЕГО.
Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции, и игра продолжается, причем штраф за это не налагается. Если игра официальная, то позицию восстанавливает судья. Это правило следует применять также при таких чрезвычайных происшествиях, как землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, авария и т. п. Если же позицию восстановить невозможно, то партия переигрывается, при этом начальный удар производит тот же самый игрок. Настоящее правило, однако, неприменимо к игре «14+1 с продолжением», в которой одна партия состоит из последовательных пирамид. Поэтому розыгрыш текущей пирамиды прерывается, и начинается розыгрыш новой, при этом право начального удара определяется заново. Счет, однако, сохраняется таким же, каким он был к моменту приостановки партии.

29. ОЧЕРЕДНОСТЬ НАЧАЛЬНОГО УДАРА.
Если встреча проводится до определенного количества побед или сыгранных партий, то победитель каждой отдельной партии производит первый удар в следующей. По усмотрению организаторов соревнований возможны следующие варианты: (1) Игроки разбивают по очереди. (2) Разбивает проигравший. (3) Разбивает проигрывающий по партиям.

30. ВСТУПЛЕНИЕ В ИГРУ СОПЕРНИКА.
Если игрок не смог правильно забить шар в лузу или же нарушил правила, то в игру вступает соперник. Если правила не нарушены, то соперник принимает сложившуюся на столе позицию.

31. ШАР НА БОРТУ.
Удар по прицельному шару, расположенному вплотную к борту, должен завершиться (1) падением одного из прицельных шаров в лузу или (2) доведением битка до борта, или (3) доведением данного прицельного шара до другого борта (с которым он первоначально не находился в контакте), либо (4) доведением до борта другого прицельного шара.
Невыполнение хотя бы одного из этих четырех требований влечет за собой фол.
Факт касания прицельным шаром борта должен быть засвидетельствован судьей или одним из игроков, о чем должно быть объявлено до удара.

32. УСТАНОВКА БИТКА.
При игре с руки установку битка можно производить рукой или любой частью кия (включая наклейку). После установки битка любое движение кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара.

33. ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ИГРУ СОПЕРНИКА.
Если игрок отвлекает своего соперника или вмешивается в его игру, то это рассматривается как нарушение. Вмешательством считается нанесение удара вне очереди, а также смещение любого шара во время игры соперника.

ПУЛ Восьмерка (8-Ball)

При игре в «Восьмерку» следует руководствоваться «Общими правилами пула», а также нижеследующими правилами:

1. ЦЕЛЬ ИГРЫ.
Данная игра является заказной, при этом в процессе игры используется биток и пятнадцать прицельных шаров с номерами от 1 до 15. Один из игроков должен сначала забить шары с номерами от 1 до 7 (сплошные), а другой - с номерами от 9 до 15 (полосатые). Побеждает тот, кто, забив шары своей группы, правильным ударом забивает восьмерку.

2. ЗАКАЗ (ДЖЕНТЕЛЬМЕНСКИЙ ЗАКАЗ).
При джентльменском заказе не объявляют очевидные прицельные шары и лузы. Если партнер не уверен, по какому шару или лузе наносится удар, то он вправе спросить об этом играющего. Удары от бортов, а также комбинационные удары (то есть, удары шарами или от шаров) не считаются очевидными, и в этом случае должен заказываться как прицельный шар, так и луза. При заказе, однако, не требуется указывать какие-либо дополнительные подробности.
Все неправильно забитые шары остаются в лузах независимо от того, принадлежат ли они группе играющего или его соперника.
Начальный удар не является заказным. Если при правильном начальном ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок получает право на следующий удар.

3. РАССТАНОВКА ШАРОВ.
Шары расставляют в форме треугольной пирамиды с восьмеркой в центре, при этом передний шар пирамиды располагается на задней отметке, а по углам - полосатый и сплошной.

4. ПОПЕРЕМЕННОЕ РАЗБИТИЕ.
Победитель розыгрыша имеет право либо сам выполнить начальный удар (разбитие), либо передать его своему сопернику. При проведении индивидуальных соревнований игроки разбивают по очереди в каждой последующей партии.

5. НАЧАЛЬНЫЙ УДАР (РАЗБИТИЕ).
Разбитие считается правильным, если играющий (с руки из дома) (1) забьет какой-либо прицельный шар, или (2) доведет до борта, по меньшей мере, четыре прицельных шара. Невыполнение этих требований является нарушением, и вступающий в игру соперник имеет право (1) принять сложившуюся позицию и произвести очередной удар или (2) после повторной расстановки шаров произвести разбитие сам либо уступить его нарушителю.
Если при разбитии падает в лузу биток, то (1) все забитые при этом шары остаются в лузах (за исключением восьмерки), (2) объявляется фол, и (3) стол остается открытым. Вступающий в игру соперник производит удар с руки из дома.
ПРИМЕЧАНИЕ. При игре с руки из дома наносить удар по расположенным в доме прицельным шарам можно только путем отражения битка от противоположного (заднего) борта. Шары, расположенные вне дома, можно сыгрывать в любую лузу.
Выскакивание с разбития за борт прицельных шаров рассматривается как нарушение, при этом вступающий в игру соперник имеет право (Г) принять сложившуюся на столе позицию и произвести очередной улар или (2) произвести удар с руки из дома.
Если при разбитии в лузу падает восьмерка, то игрок имеет право произвести разбитие заново или, выставив восьмерку, продолжить игру. Если же при разбитии помимо восьмерки падает еще и биток, то вступающий в игру соперник имеет право повторить разбитие или, выставив восьмерку, начать игру с руки из дома.
ПРИМЕЧАНИЕ. Если партия играется на столах-автоматах (и к тому же не на официальных международных соревнованиях), то падение в лузу восьмерки при правильном разбитии приносит победу, а падение восьмерки вместе с битком - поражение в партии.

6. ОТКРЫТЫЙ СТОЛ.
Стол считается открытым до тех пор, пока ни одним из соперников не выбрана своя группа шаров (полосатых или сплошных).
ПРИМЕЧАНИЕ. Стол всегда открыт непосредственно после разбития. Когда стол открыт, можно наносить удар по сплошному шару, чтобы сыграть полосатый, и наоборот, то есть, на открытом столе все шары легальные. Однако если при открытом столе биток ударяет вначале по восьмерке, то ни один полосатый или сплошной не засчитывается в пользу играющего. Его серия заканчивается, все забитые шары остаются в лузах, а для вступающего в игру соперника стол остается открытым. При открытом столе все неправильно забитые шары остаются в лузах.

7. ВЫБОР ГРУППЫ ШАРОВ.
Разбитие не дает права выбора полосатых или сплошных шаров, даже если шары и той и другой группы оказались после разбития в лузах. После разбития стол всегда остается открытым. Выбор группы шаров производится лишь после того, как игрок при выполнении правильного удара (после разбития) положит заказанный шар в лузу.

8. ПРАВИЛЬНЫЙ УДАР.
При выполнении любого удара биток должен вначале коснуться шара своей группы (легального шара), а затем (1) в лузу должен упасть какой-либо прицельный шар или (2) биток, или один из прицельных шаров должен дойти до борта.
ПРИМЕЧАНИЕ. До соударения с легальным шаром он может предварительно удариться о борт, однако после этого либо должен упасть в лузу прицельный шар, либо биток или какой-либо из прицельных шаров должны дойти до борта. Невыполнение этих требований влечет фол.

9. ОТЫГРЫШ.
Из тактических соображений игрок может принять решение забить очевидный прицельный шар и вместе с тем прервать свою серию у стола, объявив до удара отыгрыш. Отыгрыш считается правильным ударом. Если игрок хочет отыграться, забив очевидный прицельный шар, то он должен до удара объявить об отыгрыше своему сопернику. Если же этого не сделано, то игрок обязан произвести следующий удар. Все шары, забитые при отыгрыше, остаются в лузах.

10. ВЕДЕНИЕ ИГРЫ.
Игрок продолжает игру до тех пор, пока ему удается правильно и в соответствии с заказом забивать шары своей группы. Забив последний шар своей группы, он может забивать восьмерку.

11. ИГРА С РУКИ.
Если игрок нарушил правила, то вступающий в игру соперник играет с руки. Это означает, что он может расположить биток в любом месте стола. Данное правило удерживает игроков от совершения умышленных нарушений, которые могут поставить соперника в невыгодное положение. При игре с руки установку битка можно производить рукой или любой частью кия (включая наклейку). После установки битка любое движение кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара.

12. НЕПРАВИЛЬНО СЫГРАННЫЕ ШАРЫ.
Прицельный шар считается неправильно сыгранным, если (1) при выполнении удара нарушены правила, или (2) не сыгран заказанный шар, или (3) до удара объявлен отыгрыш. Неправильно сыгранные шары остаются в лузах.

13. ВЫСКАКИВАНИЕ ЗА БОРТ ПРИЦЕЛЬНЫХ ШАРОВ.
Выскакивание за борт какого-либо прицельного шара является нарушением, и право удара переходит к сопернику. Если же за борт вылетает восьмерка, то партия считается проигранной. Все выскочившие прицельные шары выставляются согласно «Общим правилам пула».

14. ИГРА ПО ВОСЬМЕРКЕ.
Если при игре по восьмерке произошло падение битка в лузу или совершено нарушение, не сопровождающееся падением в лузу или выскакиванием за борт восьмерки, то поражение не засчитывается. Вступающий в игру соперник играет с руки.

15. ЗАЧТЕНИЕ ПОРАЖЕНИЯ.
Игроку засчитывается поражение, если он совершает одно из следующих нарушений:
- восьмерка забита с нарушением правил;
- восьмерка и последний шар своей группы забиты при выполнении одного удара;
- во время игры восьмерка выскочила за борт;
- восьмерка забита не в заказанную лузу;
- восьмерка забита до того, как сыграны все шары своей группы.

16. ПАТОВАЯ ПОЗИЦИЯ.
Если каждый из игроков три раза подряд (итого 6 раз) по очереди нарушает правила, не стремясь (по мнению судьи) к победе в партии, так как это может привести к неминуемому поражению, то игра считается «патовой». После этого шары расставляют заново, и партия переигрывается.
ПРИМЕЧАНИЕ. При игре в \"Восьмерку\" за три нарушения подряд, совершенные одним игроком, поражение не засчитывается.

ПУЛ Девятка (9-Ball)

При игре в «Девятку» следует руководствоваться «Общими правилами пула», а также нижеследующими правилами:

1. ЦЕЛЬ ИГРЫ.
«Девятка» играется битком и девятью прицельными шарами с номерами от единицы до девяти. При любом ударе биток должен коснуться вначале шара с наименьшим номером, однако шары не обязательно забивать по порядку номеров. Если при правильном ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок остается у стола и продолжает игру до тех пор, пока не совершит промах, нарушит правила или одержит победу, положив в лузу девятку. Вступая в игру после промаха, партнер принимает сложившуюся на столе позицию, однако после совершения его соперником какого-либо нарушения правил он имеет право играть с руки, установив биток в любом месте стола.
Объявлять заказ не требуется. Матч заканчивается после того, как один из игроков выиграет заданное число партий.

2. РАССТАНОВКА ШАРОВ.
Прицельные шары расставляют в форме ромба, при этом единица располагается в вершине ромба на задней отметке, девятка - в центре, а остальные шары в произвольном порядке вплотную друг к другу.

3. ПРАВИЛЬНЫЙ НАЧАЛЬНЫЙ УДАР.
Начальный удар подчиняется тем же правилам, что и любой другой удар. Отличие, однако, состоит в следующем:
а) Игрок должен попасть по единице и при этом либо забить в лузу какой-либо прицельный шар, либо довести до борта, по крайней мере, четыре прицельных шара.
б) Если биток упал в лузу или выскочил за борт, а также если не выполнены требования к начальному удару, то это является нарушением правил, при этом вступающий в игру соперник имеет право играть с руки с любого места стола.
в) Если при выполнении начального удара за борт выскакивает прицельный шар, то это также является нарушением, и вступающий в игру соперник играет с руки с любого места стола. Прицельный шар при этом не выставляется (исключение: если за борт выскакивает девятка, то она выставляется).

4. ПРОДОЛЖЕНИЕ ИГРЫ.
При выполнении удара, непосредственно следующего за начальным, игрок имеет право на «пуш-аут». Если игрок при выполнении правильного начального удара положил в лузу хотя бы один прицельный шар, то он продолжает игру до промаха, нарушения или победы в партии. Если игрок промахивается или совершает нарушение, то вступающий в игру соперник начинает свою серию и в свою очередь продолжает игру до промаха, нарушения или победы. Игра заканчивается, если при правильном ударе забита девятка или если одному из игроков засчитывается поражение за серьезное нарушение правил.

5. ПУШ-АУТ.
Игрок, выполняющий удар непосредственно после правильного начального удара, имеет право сыграть «пуш-аут», суть которого состоит в том, чтобы переместить биток в более выгодное положение с точки зрения дальнейшего развития партии. При выполнении «пуш-аута» биток не обязательно должен коснуться какого-либо шара или дойти до борта, однако все остальные правила действуют.
Игрок должен объявить о своем намерении сыграть «пуш-аут» до удара, в противном случае удар рассматривается как обычный. Любой шар, забитый при «пуш-ауте», не засчитывается и остается в лузе, за исключением девятки. После правильного «пуш-аута» вступающий в игру соперник имеет право либо принять позицию и произвести удар по битку, либо уступить удар игроку, сыгравшему «пуш-аут». Если при выполнении начального удара биток упал в лузу, то вступающий в игру соперник не имеет права на «пуш-аут».

6. ИГРА ПОСЛЕ НАРУШЕНИЯ.
Если игрок совершает нарушение, то его серия у стола заканчивается, а все неправильно забитые шары остаются в лузах (за исключением девятки, которая выставляется). Вступающий в игру соперник получает право на удар с руки, при этом он может располагать биток в любом месте стола. Несколько нарушений, совершенных при выполнении одного удара, рассматриваются как одно нарушение.

7. ПРОМАХ ПО ОЧЕРЕДНОМУ ШАРУ.
Удар считается неправильным, если первое касание битка произошло с шаром, номер которого не является наименьшим на столе.

8. НЕДОВЕДЕНИЕ ДО БОРТА.
Удар считается неправильным, если ни один из прицельных шаров не забит в лузу, а после касания прицельного шара ни биток, ни какой-либо из прицельных шаров не доведен до борта.

9. УДАР С РУКИ.
При выполнении удара с руки игрок может располагать биток в любом месте на игровой поверхности стола, но не вплотную к прицельному шару. Он может изменить положение битка до нанесения удара.

10. ВЫСКОЧИВШИЕ ПРИЦЕЛЬНЫЕ ШАРЫ.
Незабитый шар считается выскочившим, если он остановился где угодно, но не на игровой поверхности стола. Выскакивание за борт прицельного шара считается нарушением. Выскочившие прицельные шары не выставляются (за исключением девятки), и игра продолжается.

11. ТРИ НАРУШЕНИЯ ПОДРЯД.
Если игрок нарушает правила три раза подряд при выполнении трех последовательных ударов (без промежуточных правильных ударов), то ему засчитывается поражение в партии. Три нарушения должны быть совершены в одной партии. Между вторым и третьим нарушением должно последовать предупреждение.

12. СЕРИЯ.
Серия начинается с момента получения игроком права на удар и заканчивается вместе с ударом, при выполнении которого он либо промахивается по лузе, либо нарушает правила, либо одерживает победу, а также, если игрок нарушает правила в перерыве между ударами.

13. ПАРТИЯ.
Партия начинается после того, как биток при выполнении начального удара пересекает переднюю линию. При этом необходимо попасть по единице. Партия завершается после того, как в результате правильного удара забита девятка, а также, если одному из игроков засчитано поражение.

ПУЛ 14.1 с продолжением или Прямой пул (14.1 Continuous)

При игре в «14.1 с продолжением» следует руководствоваться «Общими правилами пула», а также нижеследующими правилами:

1. ЦЕЛЬ ИГРЫ.
Игра в «14.1 с продолжением» является заказной. Игрок должен заказывать шар и лузу. За каждый правильно забитый заказанный шар игроку присуждается одно очко, и он продолжает свою серию у стола до промаха по лузе или нарушения. Игрок может забить первые 14 шаров, однако перед ударом по последнему оставшемуся пятнадцатому шару 14 забитых шаров устанавливают так же, как и в начале игры, в форме пирамиды (при этом место переднего шара в вершине пирамиды остается свободным). После этого играющий старается забить пятнадцатый шар таким образом, чтобы подбить пирамиду и продолжить свою серию.
Побеждает игрок, первым набравший заранее заданное число очков (на соревнованиях, как правило, 150 очков, а в обычной игре - любое оговоренное число очков).

2. КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ.
Двое (или две команды).

3. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ШАРЫ.
Стандартный набор прицельных шаров с номерами от 1 до 15 плюс биток.

4. РАССТАНОВКА ШАРОВ.
Стандартная треугольная пирамида с передним шаром (вершиной) на задней отметке, единицей справа и пятеркой слева. Остальные шары располагаются в произвольном порядке.

5. ВЕДЕНИЕ СЧЕТА.
За каждый правильно забитый шар игроку засчитывается одно очко.

6. РАЗБИТИЕ.
При выполнении разбития игрок должен либо (1) положить заказанный шар в назначенную лузу, либо (2) после касания пирамиды довести до борта биток и, по крайней мере, два каких-либо прицельных шара. Невыполнение хотя бы одного из указанных требований рассматривается как неправильное разбитие. За каждое неправильное разбитие игроку списывают два очка. Кроме того, его соперник имеет право либо (1) принять сложившуюся на столе позицию, либо (2) предложить своему партнеру после расстановки шаров повторно произвести разбитие. Так продолжается до тех пор, пока не будет произведено правильное разбитие или же пока соперник не примет позицию на столе. На неправильное разбитие не распространяется правило трех нарушений подряд.
Если же при выполнении указанных выше двух требовании к правильному разбитию падает в лузу или вылетает за борт биток, то игрок за совершенное нарушение (фол) штрафуется на одно очко, и, кроме того, начинает действовать правило трех последовательных нарушений. Вступающий в игру соперник играет с руки или дома, при этом все прицельные шары остаются на своих местах.

7. ПРАВИЛА ИГРЫ.
7.1. Правильно забитый заказанный шар дает право игроку продолжить свою серию. Он может наносить удар по любому шару на свой выбор, однако перед ударом необходимо заказать шар и лузу. При этом не требуется указывать такие подробности, как касания других шаров, карамболи, комбинационные удары или дуплеты (само собой разумеется, что все это допускается). За каждый шар, забитый при правильном ударе вместе с заказанным, игроку дополнительно засчитывается одно очко.
7.2. При выполнении любого удара после соударения битка с каким-либо прицельным шаром необходимо, чтобы либо (1) упал в лузу один из прицельных шаров, либо (2) дошел до борта биток или любой прицельный шар. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение. Если шар отстоит от борта на расстояние меньше диаметра шара (при необходимости судья может произвести соответствующее измерение), но не вплотную, то игроку разрешается произвести лишь два отыгрыша путем доведения данного шара до близлежащего борта. Если же два таких отыгрыша уже произведены, то при выполнении последующих ударов шар считается расположенным вплотную к борту, что предполагает соблюдение требований раздела «Шар на борту» из «Общих правил пула».
ПРИМЕЧАНИЕ. Если игрок перед этим нарушил правила, mo ему разрешается произвести лишь один отыгрыш путем доведения такого шара до близлежащего борта. При выполнении следующего удара он должен руководствоваться требованиями раздела «Шар на борту». Это же относится и к случаю, когда игрок сначала отыгрался по этому шару, a затем нарушил правила. Если же он совершил перед этим два нарушения, то требования раздела «Шар на борту» вступают в силу немедленно. Если игрок нарушает требования указанного раздела, то ему объявляется третий фол подряд, что влечет за собой вычитание соответствующего числа штрафных очков, а также по одному очку за каждый предыдущий фол. После этого все пятнадцать шаров расставляются заново, и игрок, нарушивший правила, производит разбитие ударом с руки из дома.
7.3. После того как забито четырнадцать шаров, игра немедленно останавливается, при этом пятнадцатый шар остается на том же месте, а пирамида из четырнадцати шаров расставляется заново (место шара на задней отметке, то есть, в вершине пирамиды остается свободным). После этого игрок производит очередной удар, забивая, как правило, пятнадцатый шар таким образом, чтобы биток, ударившись о пирамиду, разбросал шары по всему столу, облегчая тем самым продолжение игры. Игрок, однако, не обязан наносить удар именно по пятнадцатому шару. Он может выбрать любой шар по своему усмотрению.
В таблице показано, что делать в том случае, если пятнадцатый шар упал в лузу одновременно с четырнадцатым.
7.4. Игрок из тактических соображений может объявить не заказной удар, а отыгрыш. Отыгрыш, как и любой другой удар, должен подчиняться соответствующим правилам. После выполнения отыгрыша игрок заканчивает свою серию, а все забитые при этом шары не засчитываются и выставляются.
7.5. Игрок не должен ловить, прикасаться или каким-то образом воздействовать на шар, движущийся в сторону лузы или места установки пирамиды (сюда же относится и случай, когда игрок ловит шар, держа руку в лузе). В противном случае он наказывается специальным фолом за умышленное нарушение, при этом с его счета списывается одно очко, как за обычный фол, и дополнительно пятнадцать очков, итого шестнадцать очков. Вступающий в игру партнер имеет право либо (1) принять позицию на столе и произвести удар с руки из-за передней линии, либо (2) после установки пирамиды из пятнадцати шаров заново предложить своему сопернику произвести разбитие с руки из дома.
7.6. В таблице показано, что нужно делать в тех случаях, когда незабитый пятнадцатый шар и (или) биток мешают установке новой пирамиды (заштрихованные прямоугольники относятся к случаю, когда оба шара остаются на своих местах).
7.7 Если игрок выполняет удар с руки из-за передней линии (например, после падения в лузу битка), а все прицельные шары расположены в доме, то по его требованию ближайший к передней линии прицельный шар может быть выставлен на заднюю отметку. Если же два шара и более находятся на одинаковых расстояниях от передней линии, то выставляется любой из них по усмотрению игрока.

Биток располагается
В месте установки пирамиды Не в месте
установки пирамиды
и не на передней
отметке
На передней отметке*
15-ый шар располагается: В месте установки пирамиды 15-ый шар: на заднюю отметку
Биток: в дом
15-ый шар: на переднюю отметку
Биток: на месте
15-ый шар: на центральную отметку
Биток: на месте
15-ый шар располагается: В лузе 15-ый шар: на заднюю отметку
Биток: в дом
15-ый шар: на заднюю отметку
Биток: на месте
15-ый шар: на заднюю отметку
Биток: на месте
15-ый шар располагается: В доме, но не на передней отметке 15-ый шар: на заднюю отметку
Биток: на переднюю отметку
15-ый шар располагается: Не в доме и не в месте установки пирамиды 15-ый шар: на месте
Биток: в дом
15-ый шар располагается: На передней отметке* 15-ый шар: на месте
Биток: на центральную отметку

* То есть, мешает выставлению шара на передней отметке.

8. НЕПРАВИЛЬНО ЗАБИТЫЕ ПРИЦЕЛЬНЫЕ ШАРЫ.
Все выставляются. Штраф не налагается.

9. ВЫСКОЧИВШИЕ ПРИЦЕЛЬНЫЕ ШАРЫ.
Выставляются после полной остановки всех остальных шаров. Штраф налагается.

10. ПАДЕНИЕ В ЛУЗУ ИЛИ ВЫСКАКИВАНИЕ ЗА БОРТ БИТКА.
Вступающий в игру партнер играет с руки из-за передней линии. Исключение составляет случай, когда нарушены правила игры 7.2 или 7.5, или же вступило в силу правило трех последовательных нарушений, которые предусматривают иные последствия.

11. ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЯ.
За каждый фол вычитается одно очко.
ПРИМЕЧАНИЕ. Более строгие штрафы налагаются за умышленные нарушения (см. правило 7.5), а также за третье нарушение подряд (см. ниже). Вступающий в игру принимает сложившуюся на столе позицию, за исключением случаев, когда биток вылетает за борт или падает в лузу, а также, если совершено умышленное или третье нарушение подряд.

12. ТРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЯ.
Если игрок совершает нарушение, то, помимо вычитания одного штрафного очка (или более), судья открывает счет фолам. Если при своем следующем подходе к столу игрок успешно забивает в лузу заказанный шар или выполняет правильный отыгрыш, то фол аннулируется. В противном случае он наказывается еще одним штрафным очком и в протоколе делается соответствующая отметка о том, что за игроком числится уже два фола подряд. Если же после этого при своем следующем подходе к столу игрок не сможет забить заказанный шар в лузу или выполнить правильный отыгрыш, то на него налагается штраф в размере пятнадцати очков. При совершении третьего нарушения подряд все числящиеся за игроком фолы автоматически аннулируются.
После этого все шары расставляют заново, и оштрафованный игрок производит разбитие согласно приведенным выше правилам для начального удара.
Следует подчеркнуть, что три последовательных нарушения должны быть совершены в трех последовательных игровых подходах к столу, а не просто в трех последовательных сериях. Например, игрок заканчивает фолом свою серию №6, совершает нарушения при выполнении первого удара серии №7 (таким образом, за ним числится два фола подряд), а затем успешно начинает серию №8, правильно забив заказанный шар, но при следующем ударе этой серии роняет биток в лузу. В этом случае, несмотря на то, что он совершил нарушения в каждой из трех последовательных серий, за ним не числится три нарушения подряд. Числившиеся за игроком два фола подряд были аннулированы сразу же после того, как он правильно забил шар в первом ударе серии №8. Конечно, при следующем подходе к столу для выполнения серии №9 за игроком остается один фол.

13. ЗАПИСЬ СЧЕТА.
Вычитание штрафных очков может привести к отрицательному счету. Текущий счет может быть «минус один», «минус два», «минус пятнадцать» и т. д. Игрок может победить в партии, набрав 150 очков, в то время как его соперник может не иметь ничего, кроме двух фолов. Окончательный результат партии будет, таким образом, 150 на -2.
Если игрок совершает нарушение, не забив при этом шар в лузу, то штрафное очко вычитается из общего числа набранных им ранее очков. Если же игрок совершает нарушение, и при этом заказанный шар падает в лузу, то шар выставляется (не засчитывается), а штрафное очко, как и в предыдущем случае, вычитается из общего числа очков, набранных ранее.

Pool. Общие правила.

Правила игры в Pool не меняются в зависимости от вида игры.

Для игры понадобиться стол, шары и необходимое оборудование, которые удовлетворяют всем требованиям BCA (Всемирной Ассоциации Пула).

Игра начинается с расстановки шаров с помощью треугольника. При этом первый шар должен находиться на уровне его задней отметки, а оставшиеся располагаются вплотную за ним.

Важно выполнять удар строго наклейкой кия, чтобы не получить фол. При промахе после удара, т.е. непопадания шара в лузу, участник теряет свое право хода, и в игру вступает его соперник.

Для того чтобы определить, кто из игроков начнет партию и совершит первый удар, применяют одну из разновидностей жребия . Ее суть заключается в следующем: каждому из партнеров партии выдается по одному шару (по битку или сплошному шару), затем, установив их по противоположным сторонам стола от передней отметки, соперники совершают в одно и тоже время удар, направляя свой шар к заднему борту с возвратом. Победителем считается тот партнер по игре, чей шар, откатившись, расположится ближе к переднему борту. При этом шар обязательно должен совершить касание заднего борта как минимум один раз. Поражение при розыгрыше присуждается одному из игроков, если произойдет одно из следующих событий:

1) шар после удара откатился на часть стола соперника;

2) не удалось достичь шаром после удара заднего борта;

3) шар был забит в лузу;

4) шар вылетел за борт;

5) произошло касание длинного борта;

6) откатился в створ угловой лузы уже за губой переднего борта;

7) коснулся два или большее количество раз заднего борта.

В результате нарушения оговоренных правил обоими игроками или при невозможности определить явного победителя, розыгрыш производится повторно.

После проведение розыгрыша победителю предоставляется право первого удара. Причем стоит отметить, что розыгрыш обязателен при официальных соревнованиях, а в ином случае возможно решить выбор с помощью обычного жребия. Игрок, который стал обладателем права начального удара, может переуступить его своему противнику.

Шар-биток вводится в игру при ударе с руки из дома. А остальные шары расставляется в определенном порядке, характерном для каждой конкретной игры, в которую играют соперники. Шар-биток засчитывается как введенный в игру после момента пересечения им передней линии после удара.

При падении битка в лузу либо начальном ударе выполняется удар с руки из дома, в зависимости от правил данной конкретной игры.

Игрок, который лишь вступает в игру, может расположить биток в той точке, которая будет ему наиболее удобна для удара. Он имеет право нанести удар по любому прицельному шару, при условии, что центр последнего расположен вне дома или на передней линии.

Бить шаром-битком по прицельным шарам, которые располагаются в доме возможно в том случае, когда шар, с помощью которого будет выполнен удар, выбивается из дома, а затем при отскоке от заднего борта откатывается обратно в дом.

Само положение шара учитывается в зависимости от положения его центра либо точки касания со столом. До момента пересечения передней линии шар - биток не должен касаться расположенных в доме остальных шаров. При ударе кием по шару-битку и после того момента, когда он покинул дом он засчитывается как введенный в игру.

До того как шар-биток был введен в игру, игрок имеет право поправить его положение с помощью руки либо кия. Но если в результате касания он был введен в игру - это неминуемо влечет за собой фол.

Если до старта игры соперники предусмотрели возможность играть с руки, то при возникновении фола, игрок, который вступает в игру может реализовать свой удар, предварительно должен разместить шар - биток в максимально удобном месте.

Во время игры шар признается забитым, если после корректного удара он был отправлен в лузу. При ситуации, когда прицельный шар выскочил из лузы на стол, он не считается забитым.

Положение шара на игровой поверхности определяется положением его центра (нижней точки). Когда игрок совершает удар при игре в пул, то хотя бы одна его нога должна быть на полу, либо он будет оштрафован. Также играющему присваивается фол, если он производит удар во время движения другого шара до момента полной его остановки (даже если он просто вращается на месте).

Удар считается полностью законченным уже после остановки абсолютно всех шаров на столе. Стоит помнить, что передняя линия не является составной частью самого дома. Именно по данной причине, если необходимо выполнить удар по шару вне дома, то все прицельные шары, располагающиеся на самой линии, доступны для удара. При вводе в игру шара-битка с руки его также следует располагать не на самой линии, а немного ближе.

При одних и тех же играх правила могут незначительно разниться, что вызывает многообразие ситуаций, когда за одинаковое нарушению на игрока накладываются разные штрафы . При этом его соперник имеет право на:

Переход очереди для удара;

Неучет ни одного из забитых шаров;

Выставление любого шара (если это заранее оговорено правилами).

Если после удара биток так и не коснулся ни одного из прицельных шаров (или шаров, касание которых предусмотрено правилами игры), то данный удар считается неправильным. При ситуации, когда от вплотную стоящего шара биток играется в сторону, то удар не засчитывается как удар по этому шару.

Удар считается совершенным корректно и в соответствии с правилами, если биток попал в правильный прицельный шар, и после этого шар упал в лузу, а биток или прицельный шар докатился до борта. При несоблюдении данных условий объявляется фол.

При падении самого битка в лузу также объявляется фол.


Во время игры строго запрещено касание каких-либо прицельных шаров своей одеждой, телом, частью кия или чем-нибудь еще. Разрешено только касание наклейкой кия при правильном ударе.

Также во время удара игроку запрещается касаться наклейкой кия шара-битка более одного раза или касаться уже после того момента, когда биток отскочил от прицельного шара Данная оплошность наказывается штрафом. Игроку при этом моменте в игре, когда впритык к шару-битку расположен шар противника, следует производить удар в сторону от него, чтобы избежать штрафа за нарушение правил.

Считается нарушением правил , когда игрок не ударяет по битку, а старается протолкнуть шар кием. В этом случае участник штрафуется.
В ходе игры можно совершить перескок шара . Но обязательно правильно, т.е. приподнять немного кий и ударить по верхней части шара. Все другие способы считаются неправильными, а значит, игрок будет оштрафован.

Иногда игрок может совершить удар таким образом, что шар выскакивает за стол , а точнее за границей поверхности, где проходит игра. Такие шары называют выскочившими. Но есть одно но. Если в результате удара шар ударился о поручень или верхнюю часть бортика, вернулся на стол, ничего не затронув при этом, то его нельзя считать выскочившим. Выскочившие биток или прицельный шар обязательно штрафуются. Все шары, вылетевшие за пределы игровой поверхности, должны быть выставлены только после того, как все шары на столе остановятся. Биток, который выскочил, появляется снова в партии строго по правилам, которые у каждого вида игры Рооl свои.

Бывают ситуации, когда игрок, выполняя один удар, допускает не одну, а сразу несколько ошибок. В этом случае участник получает фол . А штраф должен соответствовать самому грубому нарушению из совершенных.

В ходе удара шары перемешаются по игровой поверхности произвольно, останавливаются самостоятельно и после этого можно играть дальше, совершать удар. Даже если шар попал в лузу, но перед остановился перед ней и больше пяти секунд простоял без движения, такой шар необходимо поставить на его прежнюю позицию. Игра при этом не прекращается. Удар необходимо повторить, если прицельный шар, не соприкоснувшись с битком, попадает в лузу. При этом оба шара возвращаются на прежнее место и удар повторяется.

В случае, когда в ходе игры необходимо вернуть шар на стол, то они должны стоять на продольной линии так, чтобы:

1.на задней отметке находился шар с меньшим номером

2.все остальные располагались друг за другом от большего к меньшему по направлению к заднему борту.

Бывают ситуации, когда невозможно выставить шары согласно вышеперечисленным требованиям. Тогда шары ставятся близко к задней отметке на продольной линии, при этом очень близко к тем шарам, которые создают преграду прицельным шарам, при этом оставляя их на месте. Если преградой является биток, то шары выставляются достаточно близко к нему, но соприкасаясь с ним.

Выполняя удар и совершая его согласно правилам, нередко игрок забивает не один, а сразу несколько шаров. В таком случае необходимо руководствоваться правилами конкретной игры.

Помимо самопроизвольного движения, шары могут передвигаться и в результате какого-либо вмешательства со стороны . Если это произошло, то шары ставятся на прежние места (самостоятельно участниками или судьей), игра возобновляется, а игрок не штрафуется.
Если нет возможности поставить все как было до удара, то партию необходимо переиграть. Это правило подходит для всех игр, кроме "14+1 с продолжением".

Обычно право первого удара лежит на победители предыдущей партии. Но бывает, что

· Участники бьют по очереди

· Проигравший наносит первый удар

Право удара переходит противнику, если участник:

· Не забил шар лузу

· Забил, но с нарушениями правил игры.

При переходе удара в первом случае, противник не может поменять расстановку шаров на столе.

Если в ходе игры прицельный шар оказался у борта, то, ударив по нему, игрок должен:

· Забить шар в лузу

· Довести до борта стола биток

· Докатить именно этот прицельный шар или какой-либо другой до другого борта игрового стола.

Если участник не выполняет этих требования, то получает фол.

Надо помнить, что если сложилась такая ситуация, то необходимо сказать о ней до того, как будет совершен удар.


При выполнения удара с руки биток можно установить на столе либо непосредственно рукой, либо с помощью кия. Если шар установлен, то можно совершить удар. При этом любое движение будет началом удара, если он произошло из-за касания битка.

Нельзя отвлекать своего противника, мешать ему совершать удар, а также не в свой ход совершать удар или перемещать шары. В противном случае это будет считаться нарушением правил.